Эксперт: северокорейская ядерная проблема заключается не только в КНДР

Сегодня постпред России при всемирной организации, председатель Совета безопасности ООН Виталий Чуркин созвал неформальные консультации для проекта резолюции, предусматривающей расширение санкций против Северной Кореи в ответ на очередные ядерные испытания в КНДР. Мы попросили прокомментировать ситуацию старшего научного сотрудника Центра корейских исследований Константина Асмолова.

— Насколько обоснована обеспокоенность Совбеза ООН по поводу северокорейских ядерных испытаний?

— Так называемая северокорейская ядерная программа корень проблем имеет совсем не в Северной Корее, а в целом комплексе международных трендов, из-за которых те страны, которые чувствуют свою уязвимость, вынуждены обращаться к ядерному оружию.

Вспомните Ирак Саддама Хусейна, который объявили средоточением зла и Саддама начали обвинять, что он создает оружие массового поражения. Война с Ираком начиналась не под лозунгом — режиму надо принести демократию, а под лозунгом — мы должны нанести превентивный удар, пока спрятанные Хусейном ракеты с химическим и бактериологическим оружием не обрушились на мирные арабские, израильские и американские города. Оружие так никто и не нашел, как и не было доказано, что у Саддама были подобные планы бомбардировок.

Где-то до 2010 года все очень любили рассказывать про ливийский варинат и то, насколько Северной Корее надо следовать ливийскому пути. Что вот Муаммар Каддафи в свое время, а у него была еще более одиозная репутация, чем у Ким Чен Ира, сдал ядерную программу. Сдал насколько, что даже некоторые окровенно антиливийские преступления переписали на Иран.

Как, например, дело Нотерби, когда внезапно выяснилось, что нефть взрывали не ливийцы, а иранцы. А когда случилось выступление против Каддафи, то все тут же вернулось обратно, и сказали, что есть новые доказательства, что это действительно был Каддафи. В такой ситуации любой может сделать вывод, что лучший способ избавиться от того, кто придет к тебе бороться с демократией в твоей стране, это стать ядерной державой.

— Речь идет о притязаниях со стороны США?

— Северная Корея нередко воспринималась как мишень для американского ядерного оружия. Еще в ходе Корейской войны предполагалось создать полностью выжженную ядерным оружием зону между Северной Кореей и Китаем. И большая часть северокорейского руководства — это все люди возраста Ким Чен Ира, для которых корейская война — это часть их личной истории. Для них американцы — это те, кто их бомбил. Из-за этого они очень многие моменты видят по-другому, не так как мы. Плюс поправка на железный занавес, который работает на оба плана. Западным экспертам, дипломатам (про российских сейчас не говорю) очень тяжело понять, что происходит в Северной Корее, а им сложно понять, что происходит там.

— Какова, по вашему мнению, позиция России в данном вопросе?

— Мы в ловушке двух приоритетов. С одной стороны, как ядерная держава, как постоянный член Совбеза ООН Россия не может оставить без внимания то, что какая-то страна стремится стать ядерной и то, что резолюции Совбеза постоянно игнорируются. Но при этом для России не менее важным является приграничная стабильность. А то что США с союзниками собираются инспирировать на Севере гуманитарную катастрофу или массовые беспорядки или даже военный конфликт, это вещь довольно известная. Существуют т. н. оперативные планы 5029, 5030, 5031, где все эти действия по дестабилизации Севера конкретно изложены и планы эти общеизвестны. А если в Северной Корее развернется подобный сценарий, расхлебывать это будут Россия и Китай. А США наблюдают за всем этим по телевизору. Не говоря уже о том, что Северная Корея под таким количеством санкций, что сейчас уже большая проблема в том, чтобы еще ей можно было запретить.

— Всегда ли обоснованы эти санкции?

— Был такой скандал, когда люди ввозили в Северную Корею фортепиано для детских музыкальных школ. И человека посадили, потому что пианино не для детских музыкальных школ, а это предмет роскоши, потому что с точки зрения западников на пианино дети могут играть только в богатых домах, а не в детской музыкальной школе.

Есть еще одна деталь. Экономические санкции они всегда на самом деле не экономические. Это почти всегда средство политического давления, направленное на то, чтобы ухудшить экономическую обстановку в стране так, чтобы там были вынуждены пойти на какие-то политические меры. И это всем понятно. Потому что как работали экономические санкции против той же Югославии, тоже все помнят.

Автор Артем Нойер
Артем Нойер
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить