Тайны Тевтонского ордена

Память о Тевтонском ордене жива во всей Европе. В Южной Германии до сих пор красуются принадлежавшие ему замки в стиле барокко, об ордене вспоминают нацисты, в других краях памятны кровавые злодеяния тевтонов. В до сих пор действующем в ФРГ «Союзе изгнанных», подавляющее большинство которого составляют потомки немецкоязычных жителей Восточной Пруссии, лелеют реваншистские мечты. Отсюда пошел пресловутый Drang nach Osten - Натиск на Восток.

Тевтонский или Немецкий орден (Der Deutsche Orden), основанный в 1190-1198 годах, стал третьим крупным орденом крестоносцев в Земле Обетованной после тамплиеров и иоаннитов и, как другие духовно-рыцарские ордена, владел многими землями, пожалованными ему вдали от Палестины. С 1231 года орден воевал с язычниками в Восточной Прибалтике, где добился того, чего не смог в Святой Земле, - надолго установил свой диктат. В 1309 году резиденцией верховного магистра ордена стал Мариенбург.

Историки не могут установить, каким было самоназвание Немецкого ордена в момент его возникновения. Ясно одно: ни в те времена, ни позднее он не назывался так, как принято сейчас в исторической науке. По латыни ordo equestris, ordo militaris Theutonicorum. На закате наполеоновской эпохи Немецкий орден был реанимирован в Австрии и стал именоваться Немецким рыцарским орденом. В Средние века он был прежде всего госпиталем. Например, братья назывались так: Fratres hospitalis sanctae Mariae Theutonicorum Ierosolimitanorum - Братья госпиталя тевтонов в Иерусалиме, посвященного Пресвятой Марии. Кроме полного названия, госпиталь использовал сокращенный вариант: Ordo Theutonicorum - Тевтонский орден.

В одной средневековой немецкой хронике написано: «Святыня немцев на Востоке - Мариенбург, особенно теперь, когда он стоит как страж границы, отражая неослабевающий натиск славян». Тевтонцев грела мысль, что они «соль земли» и призваны обучать народы. Миссия культуртрегеров была мила сердцу этих туповатых, но искренних в своем стремлении воинов.

Не касаясь столкновений немцев с язычниками и православными, а только вспоминая о противостоянии католиков-поляков и их немецких братьев по вере, отметим, что польские авторы изображали своих соседей-крестоносцев форменными злодеями без чести и совести. Братья Немецкого ордена в романах популярного польского литератора Сенкевича «Крестоносцы» и Quo vadis? («Камо грядеши?») представлены как садисты-эсэсовцы. Свою роль тут сыграли несколько факторов: реальные преступления Третьего рейха и большая популярность польских исторических романов и совершенно забытая немецкая литература о рыцарях. Это сочетание привело к значительной переоценке исторической роли так называемого Немецкого ордена.

Тевтонский орден выступал агрессором по отношению к своим соседям - славянским государствам. Прежде всего угроза была направлена против тогдашних Польши и Литвы.

По-настоящему остановить псов-рыцарей с Запада смог русский князь Александр Ярославич по прозвищу Невский.

Национал-социалистическая партия Гитлера организовала учебные центры (называемые орденскими замками) для своих высокопоставленных функционеров, а выдающийся идеолог наци Альфред Розенберг неоднократно пытался приспособить Немецкий орден к идеологии германского фашизма. На самом деле историю ордена попытались не только переписать, но и притянуть за уши. Усилиями нацистских ученых орден пытались представить как основателей государства завоевателей жизненного пространства (Lebensraum) из нацистской доктрины ХХ века. Невзирая на все притязания ордена, это все-таки был исторический анахронизм.

Наиболее плохие воспоминания о Немецком ордене оставались в покинутой им в 1466 году части Пруссии, ставшей в 1525 году герцогством, будущей Восточной Пруссией с главным городом Кёнигсбергом. На это были как объективные, так и субъективные причины. С исторической прогрессивной точки зрения служащие ордена по отношению к язычникам были правы, но способы и, главное, навязывание своих приоритетов всем несогласным является вечным и несмываемым клеймом на челе этих западных миссионеров.

Популярные альбомы