По следам библиотеки Ивана Грозного

В 1753 году в немецком городе Галле (Halle) на латинском языке вышла книга Arndts livlandische chronik, в которой появилось известие о библиотеке русского царя Ивана IV Грозного. Царская библиотека в ней была названа либереей (лат. Liber - книгохранилище). В книге имелся отрывок из еще не изданной Хроники рижского бургомистра Франца Ниенштедта (1540-1622), знакомого с участниками описываемых им событий. Известие содержало короткий рассказ пастора Иоганна Веттермана о том, как в 1566 году Иван Васильевич показал ему свою библиотеку и попросил сделать ее описание и перевод на русский язык.

Мельница заблуждений: Грозный меняет обличье

Знакомый с немецкой книгой Николай Карамзин в девятом томе "Истории государства Российского" написал: «Царь отменно уважал сего добродетельного мужа и велел ему разобрать свою библиотеку, в коей Веттерман нашел множество редких книг, привезенных некогда из Рима, вероятно царевной Софьей».

Как Иван Грозный стал "Васильевичем"

В 1818 году в только что созданный Дерптский университет из Мекленбург-Шверинского герцогства был приглашен профессор Христоф Христиан фон Дабелов (Christoph Christian Freiherr von Dabelow). В 1822 году он опубликовал в Риге статью, в которой сообщил, что в архивных неизданных бумагах он нашел список юридических рукописей, «хранившихся в библиотеке московского царя». Его коллега по университету профессор Фридрих Клоссиус начал рассылать эту статью многим европейским ученым и историкам и выступать о ней с публичными речами перед большими аудиториями.

Не Иоанн Грозный, а Иоанн Тишайший

«Сколько у царя рукописей с востока? Таких всего до восьмисот, их он частью купил, частью получил в дар. Большая часть суть греческие, но также много и латинских. Из латинских видены мною: Ливиевы истории, которые я должен был перевести. Цицеронова книга de Republica и восемь книг Historianum. Светониевы истории о царях, также мной переведенные. Tacitus Histor. Corpus Ulpiani. Papiniani. Pauli. Justiniani Cod. Constitut и Codex Novellar. Сии манускрипты писаны на тонком пергаменте и имеются золотые переплеты. Мне сказывал царь, что они достались ему от самого императора и что он желает иметь перевод оных, чего я, однако, не был в состоянии сделать...» В списке Дебелова упоминались Полибий, Аристофан, Пиндар, неизвестные Гелиотроп, Замолей, Эфан и другие авторы.

Уроки истории: Как Иван Грозный с санкциями воевал

В шестом номере «Журнала Министерства народного просвещения» за 1834 год появилась статья профессора Дерптского университета Фридриха Глоссиуса «Библиотека великого князя Василия Иоанновича и царя Иоанна Васильевича». Глоссиус опубликовал собранный из всех известных в то время печатных и рукописных текстов Хроники рижского бургомистра Франца Ниенштедта материал о либерее Ивана IV. После этой заметки началась удивительная и крайне запутанная история «библиотеки московских государей XIV-XV веков», где были собраны не только книги великой княгини Софьи Палеолог, но и книги Владимирского, Московского великих княжеств, не погибшие в пожаре Москвы 1382 года, и в которой, возможно, хранились книги из библиотеки Ярослава Мудрого.

Святитель против грозного царя

Могла ли библиотека Грозного сгореть в многочисленных пожарах? В своем расследовании Александр и Максим Андреевы пишут: «Монастырские и княжеские библиотеки на Руси действительно называли книгохранительными палатами или казнами, то есть помещениями, в которых можно было надежно хранить ценности, в том числе книги и архивы. Либерее Ивана Грозного предстояло пережить два страшных пожара Москвы XVI века, и она в них не сгорела, надежно спрятанная под толстыми многометровыми церковными сводами. В 1571 году Москва была сожжена подошедшей к ней ордой крымского хана Девлет Гирея, но Кремль в этот раз не пострадал. По приказу Ивана Третьего Кремль от посада был отделен большой площадью, которая позднее стала называться Красной, и огонь от горевшего города на подготовленный к обороне Боровицкий холм дотянуться не смог.

"Алтын-Толобас" в реале или как найти библиотеку Ивана Грозного

В Европе ходили слухи, будто бы незадолго до взятия Константинополя в 1453 году византийский император отправил драгоценные книги в Москву. В 1600 году в Москве с посольством Льва Сапеги побывал ученый-униат Петр Аркудий, который по поручению кардинала Сан-Джорджо пытался выяснить, есть ли в Москве книги из библиотеки византийских императоров. Аркудий безыскусно сообщил, что московские князья были людьми необразованными, а значит, никаких книг у них и быть не могло.

В своей статье "К поискам библиотеки московских государей", опубликованной в 1963 году, А.А.Зимин писал: «Для окончательного решения вопроса необходимо тщательно изучить все памятники русской письменности XVI века, которые могли сохранить следы книг, взятых из царской "книгохранательницы". Нужно еще раз проверить состав библиотеки московских митрополитов, остатки книг из Посольского приказа и попытаться завершить то обследование кремлевских подвалов, которое начал в свое время Игнатий Стеллецкий (русский и советский археолог и историк - ред.)».

У части исследователей не вызывает никакого сомнения тот факт, что бесценная библиотека московских великих князей с ценнейшими греческими, латинскими и древнееврейскими рукописями существовала. Отец и сын Андреевы уверены: «Многие московские исторические документы XV-XVII веков содержат цитаты из древних еврейских, греческих и латинских книг. В Государственном Историческом музее в Москве хранится Синодальное собрание рукописей, составленное из митрополичьей, а затем патриаршей библиотеки. Но была ли знаменитая Патриаршая библиотека Либереей московских государей? Нет. Это были два совершенно разных книжных собрания. В церковных библиотеках не хранились светские книги. Библиотека московских великих князей была отдельным книжным собранием, которое до сих пор не найдено. В библиотеке хранились книги, собранные Ярославом Мудрым, Александром Невским, Иваном Калитой, греческими митрополитами в Москве Феогностом и Киприаном, Иваном Третьим и привезенные его женой Софьей из Рима и Константинополя».

«Где же искать уникальную Либерею, задаются вопросом историки-архивисты Андреевы. Везде, где могли сохраниться подвалы XVI и XVII веков, и совсем не обязательно только в Москве. Книги могли перевезти не только в Александровскую слободу, но и в другие города русского Севера, куда не доходили крымские орды, а также и в Санкт-Петербург. Не такой был человек Иван Ромодановский, чтобы не отыскать такие сокровища для горячо им любимого Петра Великого. При полной проверке всех подземелий тех времен, лежащих ныне на глубине более десяти метров, можно найти не только библиотеку московских государей, но и тот самый известный по описи государственный архив середины XVI века, хранящий, в том числе, грамоты времен Батыя. Cовершенно очевидно, что в процессе поисков будут найдены многие другие исторические ценности, судьба которых веками оставалась неизвестной. Слава Богу, в русской истории было, что прятать».

Популярные альбомы