Николай Межевич: Победа Марин Ле Пен - третий звонок политической элите Франции. Мнение эксперта о выборах во Франции. Правда.РУ. 2014 год

Николай Межевич: Победа Марин Ле Пен - третий звонок политической элите Франции

Профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Николай Межевич для Pravda.Ru прокомментировал победу Марин Ле Пен на выборах во Франции.

— К лидеру Национального фронта Франции Марин Ле Пен приковано внимание Европы в связи с тем, что ее партия выиграла выборы в Европарламент, опередив вдвое правящую партию социалистов. Чем вызваны такие ошеломительные результаты во Франции?

— В Европе наблюдается вполне понятная тенденция упразднения политического спектра. Условно говоря, если брать классические политические партии, все делают один шаг вправо: правые партии становятся ультраправыми, центристские — правоцентристскими, левоцентристские - центристскими и так далее.

Это связано с тем, что европейский проект в экономике, социальной и политической сфере испытывает не самые лучшие времена. Если говорить о последней реинкарнации европейской интеграции в ЕС, то его "золотой век" длился с 1992 по 2004 год. А дальше — качественное расширение на 10 государств, ни одно из которых не являлось экономическим лидером. Было 15 — стало 25. Еще позже добавились Румыния и Болгария, что не принесло ничего положительного в копилку ЕС.

Если говорить об экономических проблемах, то это только часть. Общее мнение европейских экспертов: не столько важен экономический рост, сколько такие проблемы, как безработица, а это явление становится массовым на всем пространстве ЕС. И к числу наиболее проблемных стран Франция не относится, но она относится к так называемой средней группе: впереди — Португалия, Испания, Греция, а позади Франции .

В гораздо лучшем положении находится вся Скандинавия — Северная Европа, Австрия, Германия. Еще одна проблема — изменение этнического состава. Не секрет, что позиция правых и ультраправых, их программа, идеология, как правило, базируется на национализме. В этом отношении то, что происходит во Франции, дает определенные предпосылки. Речь идет о том, что Франция стремительно утрачивает свою этническую монолитность, и большинство экспертов говорят о том, что европейской Франции угрожает опасность.

— Есть ли шансы у Ле Пен быть выбранной президентом в 2017 году?

— Я не верю. Выборы в Европарламент наши соседи всегда воспринимают, как третий звонок в театре, когда еще можно что-то предпринять, но надо очень внимательно просмотреть, что произошло. Это предупреждение политическим элитам, прежде всего, правым французским, корректировать свою идеологию программы в пользу мер в области межнациональных отношений, миграции, борьбы с безработицей, и тем самым, похитить у госпожи Ле Пен часть ее электората. Это выборы, скорее, предупредительные, чем решающие.

— Насколько Национальной фронт "фашисткая" партия, как ее назвал министр финансов Германии Вольфганг Шойбле?

— С точки зрения определения, ультраправые партии не являются фашистскими. Есть некоторые элементы идеологии близкие программам реально существовавших фашистских. В силу того, что мы живем в России, мы вспоминаем, прежде всего, немецкий фашизм. Но надо помнить, что это лишь одна из версий многочисленных разновидностей фашизма. Например, испанский фашизм был другим, итальянский — третьим.

В частности, национализм и геноцизм в отношении других народов, что справедливо считается признаком немецкого фашизма, был абсолютно нехарактерен для испанского фашизма. Когда Гитлер спросил у Франко, как у тебя с решением национального вопроса, Франко сказал, что у него нет национального вопроса в стране, потому что у него есть испанцы испанского происхождения и неиспанского, а других нет. И это не единственное.

— Ле Пен дала интервью Der Spigel, где предупредила Меркель, что если, Германия не будет видеть страдания народов Европы, то эти народы возненавидят Германию. Она сказала, что сильный евро вреден Европе и что в Европе идет экономическая война. Она признала, что Германия — экономический центр Европы, а Франция — политический. Что означает это предупреждение?

— Германия — бесспорно экономический центр, однако сказать, что Франция — политический центр Европы может только француз или француженка. Уже на франко-бельгийской границе этот тезис будет подвергнут большому сомнению.

Что касается сильного евро, то это абсолютно верно. Если рассуждать с позиции эффективности европейской экономики, евро несколько переоценен.

Если возвращаться к отношениям Германии и народов Европы, то в Европе нарастает недовольство системой управления в ЕС, которая на первый взгляд кажется демократической, а на самом деле, ключевые решения принимаются достаточно узким кругом ведущих стран, в число которых входит Франция, Великобритания, Италия, но ведущая роль за Германией.

В силу этого, как некий негатив ЕС воспринимается, не Брюссель, как столица маленькой Бельгии, а скорее, Франкфурт-на-Майне, как финансовый тендер Европы, и Берлин, как столица Германии.

— Каковы перспективы создания сильной правой коалиции в Европарламенте, там ведь евроскептики справа и слева?

— Евроскептики есть и среди правых, и среди левых, и даже среди центристов, поэтому теоретически такая коалиция могла бы сложиться.

— Ле Пен поддерживает Путина по действиям в Крыму и на Украине. В этом можно увидеть это еще один повод уколоть российского президента, якобы, он находит поддержку ультраправых, чуть ли не фашистов. Как вы это прокомментируете?

— Политическая поддержка российского курса госпожой Ле Пен абсолютна. Правые в Европе очень часто являются сторонниками теории международных отношений, как политический реализм. Это теория говорит о том, что превыше всего реальный национальный интерес государства, а не некие абстрактные постмодернистские концепции всеобщего мира, глобального процветания, разоружения и так далее.

В этом отношении Ле Пен борется за интересы Франции, но небезосновательно считает, что у сильной Франции должны быть сильные друзья, к числу которых относится Россия.

Читайте также:

Европарламент перестает быть болонкой США

Европу геи не сплотили. Сплотят ли патриоты?

ЕС: союз союзом, а табачок врозь

Константин Соколов: На развалинах Евросоюза возможен новый союз

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *