Die Welt: Польские крестьяне помогали фашистам искать и казнить евреев

Вопрос о том, как католики-поляки оказывали помощь немецким оккупантам разыскивать беглых евреев в обмен на сахар, водку или одежду, пристально изучил канадский историк Ян Грабовски.

События начала Второй мировой, описанные в его книге "Охота на евреев. Предательства и убийства в оккупированной немцами Польше"открывают читателям малоизвестные аспекты Холокоста, те, на которые ранее просто не обращали внимание.

Обзор исследования Яна Грабовски сделала в своем материале, опубликованном немецким изданием Die Welt, Джессика Каус.

Как известно, немецкие оккупанты занимались "зачисткой" гетто, в которые в 1939-1940 году были насильственно переселены евреи, отправляя жителей гетто о в лагеря смерти. Пытаясь избежать депортации, многие евреи скрывались в сельской местности. Они прятались в лесах или искали защиты у местного населения.

Очень часто оказывалась, что помощь от местных деревенских поляков мало похожа на альтруизм. Так, поляк Козик предоставил еврейке Ривке Глюкман и двум ее сыновьям убежище, но требовал за это деньги. Когда троим беглецам уже нечем было платить, он убил их топором. Крики этих людей слышали в нескольких соседних домах.

Для того, чтобы обнаружить скрывавшихся евреев, оккупанты решили прибегнуть к старому и испытанному способу, пообещав за каждого пойманного приличное по военному времени вознаграждение. И местное население, преимущественно католики-антисемиты, выходили на "охоту", которая подчас могла длиться несколько дней.

О кровавой бойне в в небольшом городке Едбавне, расположенном к северо-западу от Варшавы, напомнил американский историк Ян Гросс. 10 июля 1941 года толпа поляков согнала еврейское население на площадь. В присутствии немецких оккупантов некоторые евреи еще по пути были подвергнуты издевательствам и убиты, а остальных загнали в сарай и сожгли там заживо. В огне погибли в общей сложности 340 человек — мужчины, женщины и дети.

Наиболее известное преступление против европейских евреев после войны было совершено 4 июля 1946 года в городе Кельце. Польские ополченцы и гражданские лица в ходе погрома напали на людей, переживших ужасы национал-социалистического безумия, а спровоцировали эти события распространившиеся слухи о похищении ребенка, якобы совершенного евреями.

Когда Гросс издал свою книгу под название "Соседи", где были описаны бесчинства местного польского населения, по мнению автора, пусть и спровоцированы немцами, но в которых они не принимали в них участия, а присутствовавшие при этом люди в немецкой военной форме лишь снимали происходившее на пленку, его подвергли резкой критике за то, что они приписал полякам активную роль в Холокосте. Однако польский Институт национальной памяти не смог опровергнуть результаты исследования Гросса.

Новое исследование Грабовски основано на польских, еврейских и немецких источниках, то есть на документах, свидетельских показаниях, а также на материалах судебных процессов, происходивших после войны. В его книге описаны специально организованные поиски евреев, которые проводились до чисток в гетто в 1942 и 1943 годах, а также во время них.

Грабовски еще больше заостряет тезис Гросса. Ведь в Едбавне присутствовали, по крайней мере, "немецкие операторы", тогда как, по мнению Грабовски, в окрестностях города Домброва-Тарновска некоторые поляки по собственной инициативе и без участия немецких подразделений убивали евреев, скрывавшихся в их местности.

Грабовски разделяет "охоту на евреев" на две фазы. Первая была непосредственно связана с "зачисткой" гетто и проводилась преимущественно немецкими спецподразделениями, польской строительной службой Baudienst и еврейской "Службой порядка". Тот, кому удалось избежать преследования на этом этапе, становился мишенью в ходе второй фазы.

Помимо немецких подразделений, в ней принимали участие отряды так называемой "голубой полиции", то есть поляки-полицейские, подчинявшиеся оккупационным властям. Конечно, сельское население получило указание принять участие в этой охоте. Однако нередко в этом не было необходимости: многие гражданские лица, как следует из документов, участвовали в устроенной охоте на людей вполне добровольно и демонстрировали при этом усердие: они сообщали о скрывавшихся евреях полицейским, которые их либо сразу расстреливали, либо отправляли в близлежащие места сбора, где их потом убивали. Часто местом подобных сборов были просто еврейские кладбища.

Как и во время охоты на зверей, польские крестьяне прочесывали леса, используя при этом палки для того, чтобы скрывавшиеся люди оказались в конечном итоге в руках ожидавших их на краю леса ополченцев. Местные жители поджигали хижины, где, по их мнению, могли прятаться евреи, или бросали гранаты в подвалы, в которых они скрывались. Они выбивали двери и вышибали окна для того, чтобы обнаружить там евреев.

Точно нельзя назвать количество евреев, которых польские крестьяне убили собственноручно. Только в Домброва-Тарновска погибли 286 человек. С помощью наказаний и поощрений оккупационные власти пытались обеспечить участие местного населения в организованной ими охоте. За каждого обнаруженного или убитого еврея выдавалась премия — например, сахар, водка, картофель, масло или одежда схваченного человека. А того, кто помогал скрывавшимся евреям, в худшем случае могли и убить.

Однако, подчеркивает Грибовски, многие поляки все-таки оказывали помощь беглым евреям, но требовали за это большие деньги. Конечно, некоторые местные жители спасали евреев исключительно из чувства милосердия, но такие случаи были, скорее, исключением, чем правилом.

Грабовски, показывая читателю самые разные примеры, доказывает: если бы не активная поддержка местного населения, жертв среди евреев было бы значительно меньше, многие бы смогли избежать мучительной смерти. И чего тут больше — корысти, страха перед оккупантами или просто многовековой ненависти к евреям, сказать сложно.

Исследования канадского историка не снимают с нацистов ответственности за Холокост, не умаляют ее, но дополняют печальную картину, делая ее более ясной и отчетливой.

Читайте также:

Меркель разорит Германию репарациями

Евреи Чехии выполнили задание Обамы на "двойку"

Литва: пройдет ли мода на русофобию?

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить