Владмир Козин о Турции: "Бойтесь данайцев, дары приносящих"

Российско-турецкие отношения ждут новые испытания - эксперт

Выступая на совещании послов и постпредов России 30 июня, президент Владимир Путин высказался по ряду острых внешнеполитических вопросов. Среди них: усиление НАТО в Восточной Европе, урегулирование отношений с Турцией и разрешение конфликта в Донбассе.

 Верховный главнокомандующий отметил, что размещение четырех многонациональных батальонов в Латвии, Литве, Эстонии и Польше является прямой угрозой безопасности России. "В Польше, Прибалтике размещаются силы быстрого реагирования, пополняются арсеналы наступательных вооружений. Все это направлено на подрыв десятилетиями складывавшегося военного паритета, — отметил глава государства, — антироссийская направленность НАТО сегодня нарочито выпячивается. Альянс не только ищет в поведении России подтверждение легитимности и целесообразности своего существования, но и предпринимает в отношении нас реальные конфронтационные шаги". Касательно отношений с Турцией, президент выразил надежду на скорое восстановление двустороннего сотрудничества. Как отметил Владимир Путин, его недавний разговор с главой Турции позволил в позитивном ключе взглянуть на будущее отношений двух стран.

 Прокомментировать сложившуюся геополитическую обстановку и возможные шаги России на внешнеполитической арене после упомянутого выше совещания, Pravda. Ru попросила главного советника директора Российского института стратегических исследований, профессора Академии военных наук Российской Федерации, члена Научного совета Национального института исследований глобальной безопасности, Владимира Козина.

 - Владимир Путин призвал искать компромиссы в решении сложных проблем. Международному сообществу необходимо продвигаться к формированию более справедливого миропорядка, построенного на принципах единой и неделимой безопасности и коллективной ответственности", — заявил президент. Готов ли Запад к компромиссам в связи с последними событиями?

 — Западные страны в рамках НАТО, к сожалению, не готовы не то, что к компромиссам, они вообще не готовы что-либо обсуждать. После перерыва всех контактов НАТО с Россией в апреле 2014 года состоялось три заседания Совета Россия-НАТО, но они не привели к восстановлению отношений. На сегодняшний момент не ведется никаких переговоров об ограничении избыточных вооружений и об ограничении масштабной военной деятельности между НАТО и Россией. Не ведется никаких переговоров по контролю над вооружениями ни между Москвой и Вашингтоном, ни между Москвой и всем трансатлантическим альянсом. Последний раз консультации по проблематике ПРО были прерваны два года тому назад. Потому, что они не привели ни к каким практическим результатам, хотя длились около 12 лет.

Запад отклоняет предложение РФ о неприменении ядерного оружия в первом ударе, или о неприменении его вообще. Запад отвергает предложения об ограничении систем противоракетной обороны по количественным показателям и пространственным рубежам. США игнорируют предложение России о распространении соглашений о предотвращении инцидентов в открытом море на подводные лодки, находящиеся в подводном положении. Известно, что в прошлом были столкновения между советскими /российскими, с одной стороны, и с американскими, с другой стороны, подводными лодками, находившимися под водой, когда подводные ракетоносцы США слишком близко приближались к зонам боевой подготовки нашего флота.

 Поэтому, вместо того, чтобы предлагать какие-то решения именно в этих сферах, НАТОвцы лишь накаляют обстановку, требуют от своих союзников по альянсу повышать военные расходы. Частично они уже этого добились. Пять государств-членов НАТО из 28 подняли свои военные расходы до уровня 2% от внутреннего валового продукта. Это решение предыдущего саммита НАТО, который состоялся в Ньюпорте (Уэльс, Великобритания), в сентябре 2014 года. НАТО удалось также заставить 19 стран-членов прекратить снижать военные расходы. Это говорит о том, что на саммите НАТО в Варшаве 8-9 июля Вашингтон и его ведущие партнеры по альянсу выкрутят руки остальным государствам, которые пока не подняли уровень своих военных расходов до 2% от ВВП. Кроме того, обращает на себя внимание очень сильная антироссийская риторика со стороны руководства альянса и отсутствие практических предложений со стороны США и НАТО в целом по названной мной довольно обширной проблематике.

Это очень опасная тенденция, потому что даже в самый разгар холодной войны, которая была в прошлом веке, и Москва, и Вашингтон, и некоторые государства-члены НАТО, сумели договориться друг с другом о сдерживании гонки ракетно-ядерных и противоракетных вооружений. Были введены ограничения на количественные показатели сил общего назначения. Сейчас ничего этого нет.

Вполне очевидно, что такая ситуация останется и в период завершения срока деятельности нынешней американской администрации во главе с Бараком Обамой.

В свете нижесказанного, Владимир Путин вполне справедливо и правильно заостряет внимание на вопросе ограничения вооружений. Потому что бросать этот вопрос, откладывать его в сторону и делать вид, что ничего не происходит, неправильно.

Кроме того, существует ряд других проблем. Например, проблема предотвращения размещения оружия в космическом пространстве. Крылатые ракеты морского базирования большой дальности в ядерном снаряжении, противоспутниковые системы, беспилотные летательные аппараты большой дальности ударного действия, которые показали себя, как мощное оружие. Все это требует самого пристального внимания.

НАТО должно вернуться к уровню своего военного присутствия в Европе до 1 апреля 2014 года, а также полностью прекратить провокационную операцию своих ВВС в небе Латвии, Литвы и Эстонии, именуемую как "Балтийское воздушное патрулирование", в которой принимают участие самолеты двойного назначения из трех ядерных государств Запада — Великобритании, США и Франции. Заметим, что эта операция ведется уже с марта 2004 года. И в настоящее время — круглосуточно и круглогодично.

  — Примирение с Эрдоганом — это компромисс? Каков он?

 — Пока неизвестно, какими будут долгосрочные последствия известного телефонного разговора, который состоялся недавно между Москвой и Анкарой. Естественно, процесс нормализации отношений с Турцией — это вопрос не одной секунды и даже не одного месяца. Стороны будут действовать поэтапно. Здесь следует учитывать много разных обстоятельств. Во-первых, отношения нынешнего турецкого руководства к Российской Федерации в целом. Нельзя забывать, что Турция — активный участник НАТО, его "старожил", присоединившаяся к пакту еще в 1952 году. Важно учитывать отношение Турции к курдской проблеме на своей территории и к действиям террористической организации Исламское государство на территории Турции и на территории Сирии. Выразит ли Турция готовность не покупать нефть и нефтепродукты у Исламского государства, которое ворует нефть, добывая ее на территории Сирии? Наконец, важно посмотреть, как Турция будет себя вести вместе с Украиной по крымскому вопросу.

Ранее турецкие и украинские власти делали заявление, которое свидетельствует о том, что и Киев и Анкара были готовы взаимодействовать против России на пространстве Крыма, на пространстве Донбасса и в акватории Черного моря.

Наконец, будет ли Анкара готова потребовать от США вывести все американское ядерное оружие, которое уже много десятилетий находится на турецкой территории, на авиабазе Инджирлик? Эти ядерные средства сопряжены с противоракетными системами США, которые, кстати, тоже размещены на турецкой территории, а также с силами общего назначения с обычными вооружениями блока НАТО. Вряд ли Анкара предоставит России возможность использовать эту авиабазу для дополнительного базирования авиации ВКС России, где уже давно размещено ядерное оружие США, которое будет подвержено глубокой модернизации. Такого прецедента никогда не было, да и Вашингтон этого не допустит. По той простой причине, что это ядерное оружие и система ПРО США, размещенное на турецкой территории, направлено против оборонных интересов Российской Федерации. Пока неясно, как поведет себя Турция на очередном саммите НАТО в Варшаве 8-9 июля этого года. У меня складывается впечатление, что Турция проявит, как говорят в НАТО, "трансатлантическую солидарность", и займет там антироссийские позиции. Наверняка Турция подпишется под итоговыми документами НАТОвского форума, где будут негативные оценки и выпады в адрес Российской Федерации. Кстати говоря, главными вопросами в решениях Варшавского саммита будут усиление стратегии наступательного ядерного сдерживания, дальнейшее развертывание системы ПРО США и НАТО, наращивание потенциала блока в восточной и южной частях Европы и повышение военных расходов альянса. Все эти решения самым непосредственным образом затронут и турецкие вооруженные силы.

Анкара также должна в полном объеме выполнять Договор по открытому небу, который предусматривает проведение авиаинспекционных полетов над территорией участников этого договорного акта на основе взаимности. Иными словами: либо Анкара дает согласие на совершение таких полетов над своей территорией, либо она не сможет проводить таковых над территорией России.

 - Какой возможен компромисс по Сирии, по Украине?

 — Никакого невыгодного Сирии и Донбассу компромисса не должно быть. Киев должен выполнять все 13 пунктов минских соглашений, причем в той последовательности, в которой они изложены. Киев должен полностью прекратить вооруженные провокации, обстрелы городов и населенных пунктов Донбасса. Выплатить в полном объеме компенсацию за людские потери, которые понесло население Донбасса в ходе агрессии Украины против населения региона. Полностью восстановить разрушенную инфраструктуру, жилой комплекс, больницы, школы, дороги, заводы, которые были разрушены в результате авианалетов ВСУ и обстрелов территории Донбасса тяжелыми видами вооружений.

Киев должен также полностью признать воссоединение Крыма с Россией, то есть со своей исторической, культурной, духовной и этнической Родиной.

Что касается Сирии, то Турция должна полностью отмежеваться от Исламского государства, прекратить поставлять этой террористической группировке оружие, деньги и медикаменты. Прекратить оказывать медицинские услуги тем боевикам ИГ, которые периодически возвращаются на территорию Турции. Анкара также должна прекратить закупать так называемую конфликтную нефть у группировки ИГ, и прекратить торговать этой нефтью. Турецкое руководство должно подписать соглашение с Россией о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве и дать Москве твердое обещание не вести огонь по российским боевым самолетам даже в том случае, если они случайно залетят в воздушное пространство Турции. При этом обе стороны могли бы использовать прецеденты заключения соответствующих соглашений, заключенных в свое время между США и Россией, а также США с КНР.

Касательно российских туристов, которые теперь, возможно, поедут отдыхать в Турцию, то здесь важно обеспечить полную их безопасность.

Я бы вообще порекомендовал российским гражданам сто раз подумать, прежде чем собираться поехать в Турцию, где турецкое руководство не в состоянии обеспечить полную безопасность своим и чужим гражданам. Примеры многочисленных взрывов в Анкаре, в том числе и последний взрыв в международном аэропорту Стамбула, показывают, что это так. У нас для туристов теперь есть свой Крым. Есть немало дружественных нам стран, где обеспечивается безопасность любителям отдыха и путешествий, в том числе российским гражданам. На Турции "туристический" свет клином не сошелся. Сколько было пищевых отравлений наших туристов в турецких отелях, сколько было разного рода провокаций! Наконец, Турция должна прекратить торговаться с Россией без всяких на то оснований по поводу поставок российского газа в Европу, неоправданно выторговывая для себя особые условия.

Короче говоря, в вопросе возможной нормализации российско-турецких отношений нужно руководствоваться двумя давними и проверенными советами: "Кто спешит, тот спотыкается" и "Бойтесь данайцев, дары приносящих".

Беседовала Татьяна Трактина

Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить