"Китай не будет исполнять решения Гааги по островам Южно-Китайского моря"

Андрей Островский: Цель Японии — получить острова в Восточно-Китайском море

Китай предостерег Японию от вмешательства в ситуацию вокруг островов в  Южно-Китайском море.

Сегодня официальный представитель МИД КНР Лу Кан заявил, что Япония, "учитывая ее полную позора историю", не имеет никакого права "обвинять Китай по этому предмету".

Ранее, десять стран АСЕАН не смогли выработать стратегию против агрессивных действий Китая в отношении спорных архипелагов Южно-Китайского моря. Это первая серьезная неудача за 45-летнюю историю организации. 

На вопросы Правды.Ру ответил заместитель директора Институт Дальнего Востока РАН, доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая и стран Восточной Азии, член Российской и Европейской ассоциаций китаеведов Андрей Островский 

- Имеет ли права Япония "советовать" Китаю выполнять решение Постоянной палаты третейского суда в Гааге по поводу территориального вопроса в Южно-Китайском море?

- В данном случае, если говорить про юридическую сторону вопроса, то, прежде всего, проблема территориальной целостности и границы решаются обычно между самими странами. Третья сторона никогда не примет решение кому принадлежат те или иные территории.

В данном случае, как мне представляется, именно Китай должен вести переговоры с теми странами, которые имеют какие-то претензии по островам. В данном случае, с Филиппинами. И на сколько я понимаю, новый президент Филиппин Дутерте предполагает встречаться с китайским руководством по этим вопросам.

Возьмем пример российско-китайских отношений, когда вопрос по разграничению реки Амур и Уссури решался именно переговорами двух сторон: России и Китая. Морское право — единственное, на что ссылаются по островам Южно-китайского моря. Но  китайская сторона оперирует, в основном, историческими фактами, чуть ли не документами 2000-летней давности.

Что касается данной конкретной ситуации, в данном случае, заявления Японии, то Япония какое имеет отношение к этому вопросу? И вся эта дискуссия по островам связана, прежде всего, не с самими территориями, а с шельфами Южно-Китайского, Восточно-Китайского моря, где по определенным данным геологоразведки находятся запасы нефти и природного газа. Если брать пограничный вопрос, то корень всех этих дискуссий сохраняется именно в этом. 

- Япония не является стороной в вопросе Южно-Китайского моря, это правильно, но согласно решений Каирской и Потсдамской конференций, ее юрисдикция сохраняется над Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и "теми мелкими островами, какие мы определим ". Парацельс и Спратли не входят в этот список, значит, формально Япония может претендовать на них?

- В данном случае Япония не является стороной в вопросе, но дело в том, что Япония может воспользоваться прецедентным правом, и оспаривать территории в Восточно-китайском море. Формально Япония на Спратли не может претендовать, но есть аналогичные споры с Китаем по Восточно-Китайскому морю. Остров Дяоюйдао, в частности. Там тоже геологоразведка показала, что там имеются какие-то месторождения нефти на шельфе Восточно-Китайского моря, на который претендуют одновременно Китай и Япония. Япония хочет, используя прецедентное право, получить эти территории.

- Один против всех в регионе - Китаю под силу такая задача? Как его будут принуждать исполнять решение Гаагского трибунала?

- Китай не будет ничего исполнять. Китай в настоящее время там проводит военные маневры и увеличивает расходы на военный бюджет. Просто по факту, я мало себе представляю, что страны, которые претендуют на эти острова могут реально что-то сделать. Как вы себе представляете, как филлипинские военные корабли отправятся на острова Южно-Китайского моря? Это все выглядит достаточно нереалистично.

 Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить