"Детские" игры карателей-99 в белорусской деревне Николаевке

В годы Великой Отечественной войны моя родина — Гомельщина — была суровым партизанским краем. Почти все мирное население местных деревень и сел, начиная с 15—17 лет, ушло из родных хат в родные леса и болота. Спокойно жить оккупантам партизаны не давали — подрывали поезда, взрывали мосты, нападали на комендатуры.

Мои родственники также были партизанами. Фашисты зверели с каждым днем своего пребывания на чужой земле. Не в силах громить партизанские отряды, уходящие под щит лесов, они посылали в деревни карателей. Не буду перечислять их зверства. Назову лишь один «акт устрашения»!

Расстрел деревенских жителей — стариков, женщин и детей — по счету. Сначала расстреливали каждого двадцатого, спустя время — десятого, потом — пятого... Старики, немощные дедушки и бабушки, шли на «хитрость»: если двадцатым, десятым, пятым оказывались их дочь или внуки, незаметно менялись с ними местами. Когда такая «хитрость» не проходила, каратели расстреливали всю семью. В Николаевке Светлогорского района Гомельской области еще есть жители, которые помнят, как в их деревню приходили в то время каратели. Рассказывая о том, сейчас уже давнем, ужасе, жители Николаевки начинают на глазах трястись, плачут. Спустя 56 лет они, жители Николаевки, пережили подобное.

Вниманию читателей «ПРАВДЫ — Интернет» предлагаю корреспонденцию гомельских журналистов Дмитрия Хомицевича и Ивана Петроченко «Блицкриг» по-сургутски»:

«Утром 30 июня 1999 года деревня Николаевка была... захвачена воспитанниками детско-юношеской военизированной спортивной школы выживания «Беркут» из города Сургут Тюменской области. Руководил операцией начальник школы Руслан Вышкурцев. В результате военных действий (иначе их не назовешь) пострадали не только огороды мирных жителей, но и они сами. А началось все так прекрасно... В редакцию районной газеты «Светлагорскія навіны» заглянул учитель из деревни Петровичи А.В. Русинович: «В Гамзу из Сургута приезжает Анатолий Павлович Сливончик. Везет с собой ветеранов афганской войны, школьников, — рассказал он. — Хотят поучаствовать в праздновании 55-летия освобождения Беларуси от фашистов». Читателям стоит напомнить, что Анатолий Сливончик, уроженец деревни Гамза, что на Светлогорщине, финансировал воссоздание утерянной святыни белорусов — животворящего Креста преподобной Ефросиньи Полоцкой, за что был удостоен высокой награды русской православной церкви. Своим землякам он подарил автобус, на котором бесплатно нынче ездят сельчане. Интересный человек, такое хорошее дело осуществил, надо бы с ним встретиться да поговорить по душам. ...

Наш автомобиль долго петлял по лесным дорожкам и, наконец, выехал к охотничьей базе в районе деревни Гамза. Судя по патрулю с автоматами, здесь расположился лагерь воспитанников школы выживания. Оказалось, что Сливончика нет. Он вчера срочно уехал в Минск, но должен вот-вот подъехать. Что ж, нужно подождать. Просим Руслана Вышкурцева рассказать о «Беркуте». — Официально школа зарегистрирована около года назад. До этого была, что называется, в подполье. В школе около 300 ребят, это школьники, рабочая молодежь, студенты. Здесь находятся 102 из них и еще 17 взрослых. Мы учим детей выживанию в лесу, на воде, в городских условиях. С 14 до 18 лет дети проходят курс молодого бойца, готовясь к службе в Вооруженных Силах. Успешно сдавшие экзамены получают знак отличия — золотой якорь весом в 12 граммов.

— Как возникла идея приехать в Беларусь? — интересуемся.

— От Сургута, как-никак, 4 тысячи километров, если не больше?

— Год назад судьба свела нас с Анатолием Павловичем Сливончиком. Он и предложил нам съездить на празднование 55-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

— Где вы уже побывали и что видели? — Побывали в Паричах, познакомились с местными ребятами, сыграли с ними в футбол, провели показательные выступления. Съездили также на митинг в бывший Озаричский концлагерь. Более радушных людей, чем белорусы, я не видел. На праздновании освобождения концлагеря ни один боец не остался без внимания. Все были накормлены...

А на следующий день из Николаевки пришли тревожные вести. Что же там произошло? Утром 30 июня в Николаевский сельсовет приехал А.П. Сливончик.

Председатель исполкома В.М. Дикун сразу же обратил внимание на необычную форму его одежды. Гость заметил это и пояснил, что в деревне будет проведена операция «Зарница». И у всех бойцов, дескать, такая же камуфляжная форма. Он предупредил также, что хотя это будет и детская игра, все будет происходить, как и в военные времена. Поэтому всерьез принимать ничего не надо и большую тревогу бить не следует. А вскоре прогремел взрыв, и здание сельсовета было окутано плотной дымовой завесой. «Беркутовцы» одновременно заблокировали двери, и В.М.Дикун оказался первым «заложником» жуткой затеи непрошенных гостей. А они уже буйствовали по всей деревне, устроили настоящий мордобой.

Рассказывает Надежда Васильевна Фурс:

— Около 8 часов утра к нам во двор ворвались люди в черной форме, с черными косынками на головах и с автоматами. Лица тоже вымазаны во что-то черное. Мы с мужем шли на огород. Муж шел первым. Бандиты потребовали куда-то с ними пойти. Их командир, с остекленевшими глазами, нес какую-то околесицу, и нельзя было понять, что он требует. Он стал бить мужа автоматом в грудь. Я выскочила вперед и стала кричать, кто вы такие и что вам надо? Они обрызгали мужа и меня из газового баллончика слезоточивым газом. Мужа сильно толкнули, он упал и ударился головой о стену. Бандиты вбежали в хату и подожгли там дымовую шашку.

Было утро, в хате спали двое детей и моя 85-летняя больная свекровь. Они страшно перепугались и начали плакать. Один из бандитов все что-то требовал. Мы так ничего и не поняли. Анатолия Русиновича также настигли на его дворе. Двое бандитов, предварительно забрызгав ему глаза слезоточивым газом, держали его за руки, а третий бил ногой в голову. Когда во двор вбежала находившаяся у соседей теща Русиновича, у того из ушей текла кровь. Обильно лилась она и с поврежденной руки. Впоследствии на эту руку в Паричской поселковой больнице наложено четыре шва. Сильную боль в висках Анатолий испытывал несколько дней.

Сергея Правосуда, как и остальных пострадавших «арестовали» возле дома. Мужчина курил, когда вооруженные люди потребовали у него документы. Он спросил: какие-такие документы еще? В ответ «беркутовцы» сбили его с ног и начали избивать. Затем они попытались проникнуть в дом Правосуда, выламывая дверь. Мальчика Петю Шишкина озверевшие хулиганы приковали наручниками к столбу и натолкали между пальцев пороха с целью поджечь. Пострадали в тот зловещий день председатель местного колхоза «Беларусь» Сергей Зеленый с бухгалтером Валентиной Правосуд, которые оказали бандитам сопротивление. Связанных и избитых их затолкали под стол — хуже унижения и не придумаешь. Почти час продолжался этот дикий кошмар.

Побои и телесные повреждения нанесены многим жителям деревни. Люди были всерьез напуганы, думая, что это чеченский карательный отряд захватил их село. На самом же деле «Зарница» превратилась в «блицкриг» по-сургутски... Вот какой «благодетель», «святой» человек и земляк николаевцев, имею в виду современного богача из Сургута А.П. Сливончика, обосновался сегодня в гомельских лесах неподалеку от своей родной деревни Гамза. И вот во что вырождаются бывшие славные «Зарницы»...

Станислав ПАСТУХОВ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить