Борис Кагарлицкий рассказал, почему Запад стремится склонить Украину к ассоциации с ЕС

Борис Кагарлицкий: Для Евросоюза Украина - это источник дешевой рабочей силы

Фото AP

Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий в интервью Pravda.Ru ответил на ряд вопросов о том, почему западные страны стремятся склонить Украину к ассоциации с Евросоюзом.

Какие интересы преследует Евросоюз на Украине?

"Речь идет, конечно, не о Евросоюзе в целом, а о бюрократии, которая в Брюсселе командует в Европейской комиссии. И ее повестка дня совершенно очевидна и проста. Она состоит, прежде всего, в нарушении социального государства в странах Западной Европы, в том, чтобы подорвать уровень зарплаты европейской рабочей силы. Поэтому необходимо создать массовую безработицу на Украине, чтобы спровоцировать новый поток безработных, готовых работать за половину или четверть заработной платы, которая существует в Западной Европе и при этом не обладающих соответствующими правовыми гарантиями, то есть не готовых бастовать… То есть гастарбайтеров, которых можно выкинуть из страны за 2-3 часа в случае малейшего нарушения. Попросту говоря, украинцы нужны западноевропейским предпринимателям для того же, для чего российским предпринимателям нужны таджики, киргизы.

Для европейского общества, прежде всего, для Германии, Франции и Северной Италии договор об ассоциации с ЕС чреват социальной катастрофой. И этого, собственно говоря, боятся профсоюзы, боится значительная часть общественности, но хотят определенные круги в Брюсселе, финансовый капитал и часть европейских предпринимателей, которые считают, что именно за счет резкого снижения зарплат европейская промышленность может восстановиться и конкурировать с Китаем. Это главная задача договора об ассоциации.

Читайте также: "Они требуют отвечать на нацистские приветствия, если нет ответа - бьют"

А вторичная задача, не менее важная — это рынок сбыта для европейских товаров, но это гораздо менее важно для западных европейцев. Некоторые думают, что сейчас для западноевропейских компаний важно получить именно рынок сбыта на Украине, но это не так, потому что на самом деле емкость украинского рынка довольно маленькая. Если требования, которые договором ассоциации предложены, будут выполнены, случится коллапс жизненного уровня и промышленности, и украинский рынок сбыта сократится еще больше. Сейчас главная задача — именно разорить украинскую промышленность, чтобы спровоцировать там массовую безработицу.

Рассматривает ли ЕС Украину как аграрный придаток?

Украинский чернозем больше интересует китайцев, которым нужно наладить производство. Собственно когда Янукович ездил в Китай, шел разговор, что китайцев интересовало украинское сельское хозяйство. Но там есть другая сторона дела, что китайцев интересует именно земля, а европейцев больше население. То есть там обратная ситуация по отношению к Евросоюзу. Если ЕС хочет из Украины получать дешевую бесправную рабочую силу на европейские предприятия, чтобы понизить зарплаты европейских рабочих, то китайцы, наоборот, готовы отправить на Украину своих людей, чтобы повысить продовольствие для себя. Но это не очень хороший вариант для Украины.

— Какова роль по отношению к Украине Франции и Великобритании?

Правительства этих стран проводят общую политику вместе с Брюсселем по демонтажу европейского социального государства. Вот посмотрите, для правительства жизненно важный вопрос — принудить население в собственных странах смириться с сократившимся жизненным уровнем. А для этого нужно сократить жизненный уровень еще больше. Если вы людей опустите достаточно низко, то тогда шанс, что они будут претендовать на что-то большее, резко понижается.

— Почему за ассоциацию Украины с ЕС выступает Польша?

Польша все еще живет какими-то воспоминаниями о величии Речи Посполитой и о том, чтобы получить хотя бы Западную Украину в качестве некой сферы влияния и превратить ее в некий протекторат. Но это абсолютно имперские ностальгические представления, которые диктуются, на мой взгляд, не экономическими интересами в первую очередь, а в большей степени какими-то мечтами о восстановлении былого величия.

— А что вы можете сказать о США?

Экономические интересы США в большей ступени связаны именно с украинским рынком, потому что не надо забывать, что договор об ассоциации готовился и продолжает стоять в повестке дня параллельно готовящемуся договору о Трансатлантической зоне свободной торговли, который предполагает отсутствие каких-либо таможенных барьеров для американской продукции на всей территории Европы. И, соответственно, в этом смысле даже относительно небольшой по емкости рынок Украины, если он просто добавится к общеоткрытому европейскому рынку — это конечно существенное приобретение.

 

 

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить