Правые радикальные партии завоевывают все больше голосов на выборах в странах Европы

Фашисты наступают на Евросоюз

На прошедших президентских выборах во Франции и парламентских в Греции впечатляющие результаты показали правые неонацистские партии. Европейцы вспоминают события 80-летней давности, когда на волне экономического кризиса к власти в Германии пришел Гитлер, и задаются вопросом: каким образом неонацизм смог вернуться в толерантную Европу?

За несколько лет радикальные правые партии совершили потрясающий рывок вперед, и с ними уже нельзя не считаться во Франции, Финляндии, Венгрии, Австрии, и вот теперь Греции, где на воскресных досрочных парламентских выборах фашистская партия "Золотой заря" получила семь процентов голосов, и сформирует собственную парламентскую группу в 20 мандатов.

"Мы идем. Пришло время предателей Родины — бояться", — сказал после выборов лидер партии, Никос Михалолиакос по кличке "Гитлер". "Золотая Заря", символ которой напоминает свастику, объясняет, что, помимо бездарных продажных политиков, грекам мешает "человеческая накипь" в лице "понаехавших".

Читайте также: Швеция оплакивает прибалтийских нацистов

"Они занимают наши рабочие места. Если мы получим власть, то разом депортируем их обратно и закроем границы, заминируем их, поставим электрические заборы и побольше охранников ", — сказал Илиас Панайотарос, пресс-секретарь в своем недавнем интервью. До недавнего времени "Золотая Заря" имела минимальную электоральную поддержку, но в 2010 году на выборах в муниципальные советы Афин в некоторых округах собрала до 20 процентов голосов.

Что касается впечатляющего успеха крайне правого "Национального фронта" Франции, то его лидер Марин Ле Пен (18 процентов в первом туре президентских выборов) считает, что избранный президент Франсуа Олланд быстро разочарует Францию своей политикой, которая не будет сильно отличаться от политики Саркози, и призвала создать "настоящую оппозицию, которая не была бы отражением или копией действующих властей".

Интересно, что французские СМИ не стесняются в выражениях и прямо называют партию неонацистской за расизм, антисемитизм и ксенофобию. Достаточно сказать, что Ле Пен организовала бал в день 67-й годовщины освобождения концентрационного лагеря Освенцим, где, напомним, были уничтожены шесть миллионов евреев.

Читайте также: "Мсье Бруни" вцепился в христианские ценности

Нацизм наступает широким фронтом. В Нидерландах две недели назад силу продемонстрировала антимусульманская Партия свободы Гердта Вилдерса, вышедшая из правительственной коалиции и лишившая Ангелу Меркель верного союзника в лице премьера Рютте. "Ислам несовместим со свободой и демократией, потому что он стремится к шариату. Исламизация Европы означает Европу без свободы и демократии, экономическую помойку, интеллектуальное мракобесие", — сказал Вилдерс во время визита в США.

Список можно продолжить. В Великобритании, где Партия независимости Соединенного Королевства — " психи и сборище расистов", по мнению премьера Дэвида Камерона, на местных выборах в прошлый четверг набрала в среднем 14 процентов. В Финляндии крайне националистическая партия "Истинные финны" за четыре года увеличила свою долю голосов в парламенте от четырех до 19 процентов. В Венгрии, где нацисты озабочены решением цыганского и еврейского вопроса, антисемитская партия "Йоббик" на парламентских выборах 2010 года успешно преодолела пятипроцентный рубеж и является одной из самых динамично развивающихся партий Европы.

Европейцы надеются, что нацисты в силу превалирования национальной идеи никогда не протянут друг другу руку. Они ошибаются или успокаивают своих граждан. В октябре 2009 года партия "Йоббик" стала инициатором создания Альянса европейских национальных движений — объединения ультраправых партий, включая французский Национальный фронт и Британскую национальную партию.

Западные политики попали в ловушку, которую сами соорудили. Как иначе расценить действия президента Саркози, когда он добился отмены в Греции референдума по обсуждению принятия европейской помощи. Что ему мнение греков, если надо защищать интересов банков и крупного капитала. А как их не защищать, если туда перетекли деньги из пенсионных фондов.

Читайте также: Карикатурами против исламизации Германии

Канцлер Меркель последовательно отстаивает интересы не Евросоюза, а Германии, но и ее правоцентристская коалиция недавно проиграла в земле Шлезвиг-Гольштейн. А победил красно-зеленый альянс. Пока не нацистский. И это тревожный знак для Меркель. Причина потери позиций власти очевидна — программа жесткой экономии, которая не по душе даже немцам.

Помимо экономического кризиса, большую роль сыграла романтизация, даже героизация нацизма, этическое безразличие к его пропаганде. Достаточно сказать, что после терактов Брейвика нацистская группировка Лига английской обороны, которую упоминал Брейвик, завербовала в свои ряды более десяти тысяч молодых людей. Поколение, которое не помнит, что принес нацизм миру, видит в нем силу, способную справиться с излишним либерализмом, позволившим иммигрантам диктовать свои условия. Если вспомнить популярность недавних фашистских диктаторов Франко в Испании и Салазара в Португалии, то продолжение следует.

Факты говорят о том, что в Европе стратегия жесткой экономии не работает и не будет работать, она быстро превращается в социальную и политическую катастрофу. На место безответственных политиков приходят силы, которые решат проблему занятости. Но какой ценой? Расторгнут Лиссабонский договор, откажутся платить долги, восстановят жесткую вертикаль власти, введут трудовую повинность, потрясут олигархов и введут налог на пенсию.

Интересно, что забеспокоились даже американцы. В американских СМИ рассуждают о схожести ситуаций. Так, президент Обама реализует заявленную программу "Об оздоровлении американской экономики и реинвестировании в нее". Однако это бледное подобие нового курса Рузвельта в ответ на депрессию 30-х готов, кстати, тоже начавшуюся в Европе.

Читайте также: США ставят нам на вид удары по... нацистам

Ни один президент со времен Второй мировой войны был переизбран с уровнем безработицы свыше 7,2 процента, а сейчас он колеблется около восьми процентов, при этом многие миллионы людей работают неполный рабочий день. Обама затеял непопулярную реформу здравоохранения, бюджет держится на печатном станке, поэтому можно сказать, что страна вышла из рецессии только технически.

Отсюда массовые протесты "Оккупируй…", победа республиканцев на промежуточных выборах, усиление популистского политического движения "Чаепитие" (Tea Party Movement), которое обвиняют в расизме. В США тоже устанавливается более экстремальный политический климат. И американские политики не должны оглядываться на 80 лет назад, чтобы извлечь уроки из истории — они просто должны смотреть за океан — на Европу.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *