Собственный корреспондент газеты "Правда" вспоминает об афганской войне

Вадим Окулов: "Правда" исполняла свой интернациональный долг

В позапрошлом году газета "Правда" отмечала столетие, и воспоминаниями о ней делились бывшие сотрудники редакции.

Среди них — Вадим Окулов, работавший собкором "Правды" в Афганистане. К 25-летию вывода советских войск из Афганистана Pravda.Ru публикует часть интервью с журналистом, свидетелем той войны.

Смотрите фоторепортаж: День памяти воинов-интернационалистов

— Расскажите, пожалуйста, как вы стали собкором в Афганистане, где тогда шли военные действия.

— Когда началась афганская эпопея, "Правда" не только освещала события в штатном режиме, но и исполняла свой интернациональный долг: мы должны были передать свой опыт афганскому народно-демократическому режиму. Для этого в Афганистан отправили советников. Я был одним из них. Мы шутили: "Только у слона в кабульском зоопарке не было советника". Правдисты-советники организовали выпуск "Правды апрельской революции", газеты Народно-демократической партии Афганистана.

В редакцию пришли работать интеллигенты из Кабульского университета, члены Народно-демократической партии Афганистана, бывшие врачи, инженеры, которых надо было научить журналистике. Я написал несколько гуманистических материалов, были и экзотические статьи — например, из блокированного городка на границе. Из-за них меня приметили и, когда собкор Владилен Байков менялся, предложили мне продолжить его работу. Я перешел из советников в собкоры.

— Материалы из Афганистана подвергались цензуре?

— Редактирование материалов из районов боевых действий военной цензурой всегда было нормой. Другое дело, что иногда доходило до трагикомизма. Полетели мы с полковником Петей Студеникиным в эпицентр боевых действий — в "зеленку" так называемую, возле нашей авиационной базы под Баграмом. Наутро батальон разведчиков должен был как раз из "зеленки" вернуться, наш полк их ждал, подстраховывал. Эту операцию мы живописали в материале "Ночь на броне". Его напечатали, но сначала Пете Студеникину пришлось долго доказывать, что требование военной цензуры — заменить все имена в статье на афганские — неразумно. Доводы о том, что это была операция прикрытия, поддержка афганских вооруженных сил, не действовали. Военная цензура работала по своим законам: какое-то кромсание по концепции той поры.

— А сами правдисты как воспринимали афганскую войну?

— Мы поддерживали дружественный нам режим, который обеспечивал покой нашей южной границы. Делали акцент на примирении. Тогда геополитическая обстановка обязывала наши войска войти в Афганистан или поддерживать тамошний режим в надежде, что у нас будет устойчивое "подбрюшье". Мы создали там устойчивую общественную, политическую, экономическую инфраструктуру, которая могла бы выжить самостоятельно. Но при Ельцине снабжение было отрезано, и этот лакомый кусок сейчас под ударом.

— Как, по вашему мнению, сейчас развиваются российско-афганские отношения?

— Пока мы с позором наблюдаем хорошо просчитанный трафик американских вооружений и солдат по воздуху. Грядет и еще одно несчастье — создание там некоего перевалочного пункта, который в любой момент может стать базой НАТО. Совершается ошибка, о которой мы потом можем очень сильно пожалеть, — более того, преступление. А между тем, у нашей страны есть предпосылки и возможности для сотрудничества с Афганистаном: мы могли бы вместе восстанавливать инфраструктуру, которую однажды уже создали.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы