Саид Гафуров прокомментировал захват вертолетчиков в Судане

Эксперт: Захваченных в Судане вертолетчиков обменяют на какие-то блага

Суданские повстанцы захватили зафрахтованный российской компанией вертолет, работавший в рамках миссии ООН. Представители группировки уже заявили, что готовы вернуть Ми-8, если окажется, что он принадлежит частной компании. Ми-8 был зафрахтован кувейтской компанией Gulf Catering Company, которая занимается поставкой продуктов питания по контракту с ООН. В составе его экипажа находились суданец и два украинца. Ситуацию "Правде.Ру" прокомментировал научный руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики Саид Гафуров.

Где разворачиваются события с пленением вертолета?

Это территория Южного Судана, где размещены миротворцы. Северный или точней обычный Судан — это исторически единое государство, населенный чернокожими людьми, говорящими на арабском языке. Южный Судан состоит из негритянских племен, которые между собой очень сильно отличаются. Среди них есть и мусульмане, и христиане, и сторонники традиционных религий. Поэтому там нет ощущения единой нации, и идет постоянная партизанская борьба между различными организации.

На какой территории базируются вертолетчики?

Вертолетчики как раз находятся на разграничении с Северным Суданом. Войска ООН наняли российскую компанию для перевозки своих грузов и людей. Используются наши вертолеты, потому что они лучше всего приспособлены. Работа по контакту с ООН очень выгодна. Что касается людей, то для многих вертолетчиков, к большому сожалению, это единственный способ заработать на жизнь, особенно для украинских.

В результате технической неполадки вертолет оказался на территории, захваченной повстанцами. Те недовольны тем, что международное сообщество поддерживает правительство уже Южного Судана. Но захваченным людям ничего не угрожает, думаю, их обменяют на какие-то материальные блага, это нормальная практика. Хотя условия, в которых они будут находиться, очень тяжелые.

Что представляет собой государство Южный Судан?

Южный Судан страна не очень развитая, не очень богатая всегда была, люди живут в джунглях. Находиться там не сладко. На очень большой территории идет гражданская война. В большей степени она ведется за владение месторождениями драгоценных камней и за право их контрабанды. Это с одной стороны. С другой стороны, есть очень серьезная проблема с орошением.

С чем это связано?

Вся система сельского хозяйства Южного Судана не может прийти в порядок с 80-х годов прошлого века. Была очень большая засуха, и ее последствия оказались очень тяжелыми: сельское хозяйство погибло. Вся система традиционного экономического воспроизводства разрушена. И фактически этим людям ничего не остается, кроме как воевать. Они взялись за оружие, чтобы накормить своих детей.

Южный Судан в результате получил независимость…

Для народа ничего хорошего в этом нет. Северный Судан вносил хотя бы какой-то элемент стабильности. А сейчас начнется более жестокая резня между анимистскими, христианскими и мусульманскими последователям. Анимизм — это традиционные негритянские верования. Там присутствует и ритуальное людоедство, например, съесть печень врага, хотя сейчас в Южном Судане это может начать носить уже и не ритуальный характер. Единственное, что дотянулось до них из цивилизации, это умение владеть оружием. Руководят ими люди образованные, часто получившие европейское образование или хорошее образование у себя.

Как население повстанцы могут относиться к нашим людям, попавшим в плен?

Нашим не очень угрожают, думаю, их не воспринимают как врагов. С другой стороны, это люди, которые работают в прямом контакте с руководством Южного Судана, и отношение к ним не очень приятное. Надеюсь, их обменяют достаточно быстро, видимо, при посредстве южносуданских властей путем переговоров. Скорей всего, будут просить каких-то материальных благ, которые им может дать Южный Судан. Например, в корпусе ООН есть китайцы, у которых есть аргументы, чтобы уговорить руководство обеих сторон пойти навстречу. Все будет зависеть от требований. И очень важно как можно быстро это сделать, потому что там и малярия, и вообще очень плохо со здравоохранением.

 

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить