Эксперт назвал ситуацию в Турции интернет-революцией

Эксперт о событиях в Турции: Это похоже на интернет-революцию

Сообщения о событиях в Турции разнятся. Кто-то пишет о массовых выступлениях, а кто-то говорит о том, что это всего лишь кучка молодежи митингует, танцует и так выражает свой протест. "Правда.Ру" обратилась за комментарием к старшему научному сотруднику ИМЭМО РАН, кандидату философских наук Виктору Надеину-Раевскому, который лишь вчера вернулся из Анкары.

Внешние впечатления могут быть такими. Анкара и Стамбул это громадные мегаполисы, города живут своей жизнью, а в местах демонстраций происходят столкновения, народ протестует. Все началось с экологических протестов, чем воспользовалась оппозиция для того, чтобы еще раз высказаться против мер правительства Эрдогана. Протестуют против исламизации, излишних преследований, журналистов в том числе, протестных моментов хватает.

Самое главное, что протесты пока что носили неорганизованный характер. Не появилось единого лидера, какой-то оппозиционной силы, которая взяла бы на себя организующую роль. Это все похоже на интернет-революцию. То есть по Твиттеру, который кое-где заблокирован, арестовано нескольких блогеров, именно таким образом и собирались протестующие. Снова, как и в других восстаниях в арабских странах, интернет сыграл свою роль как организующая связующая часть всего протеста.

Но турецкую ситуацию нельзя сравнивать с арабской, это нечто иное. Нельзя сказать, что большинство населения выступает против правительства. Но сами выступления были достаточно бойкими, жесткими, как обычно в таких случаях. Где-то на третий день присоединились анархисты, они всегда знают, когда надо присоединиться. Обстановка накалилась, и сейчас волнения охватили уже десятки городов.

Такого серьезного сопротивления своей политики прежде Эрдоган не знал. Сначала выступили против вырубки деревьев на любимом месте прогулок в Стамбуле, а закончилось требованиями отставки правительства и отмены различных мер давления на население. А они разные, например, внедрение ограничения на продажу алкоголя. В Турции ввели такую же систему, как у нас: после 10 вечера и до 10 утра алкоголь не продают. Для турок это нарушение прав.

Но все же большинство населения голосовало за Реджепа Эрдогана и за его партию. И премьер-министр не торопится признавать какие-то ошибки, извиняются пока министры. Президент Абдулла Гуль старается успокоить общественность и говорит о непропорциональном применении силы. Он менее подвержен эмоциям, чем господин Эрдоган, и смягчает акценты в плане жесткости, какую проявила полиция на первоначальном этапе.

Каким может быть прогноз развития событий?

Все зависит от того, насколько жестко и эффективно будет действовать полиция. Чрезмерная жесткость приведет к усилению протестов. Уже есть трое погибших, и как только проливается первая кровь, трудно что-то остановить. Это показали события практически во всех странах. Но, повторяю, массовой поддержки протесты пока не получили кроме присоединения профсоюза. Выступили против актеры, певцы. Даже участники сериала "Великолепный век", очень популярного и у нас, и в Турции осудили действия турецких властей.

Такого раскола в стране давно не было, поэтому прогнозировать что-то крайне трудно. Все зависит от того, насколько разумно получится смягчить ситуацию. Если удастся вовремя пойти на уступки и договориться с теми, кто готов к переговорам, к общению с властями, тогда, возможно, удастся свести на нет эти события.

Читайте также:

Стамбульский парк рубят — пули летят

В беспорядках в Турции обвинили блогеров

Вассерман: В Турции бунтует не оппозиция, а сторонники старого курса Ататюрка

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить