Мнение эксперта о причинах катастрофы в Казани

Эксперт: Причина авиакатастрофы — дефицит пилотов и старые самолеты

Авиакатастрофа, произошедшая в воскресенье в Казани, потрясла всю страну. Пассажирский самолет Boeing 737 разбился при заходе на посадку, из 50 находившихся на борту человек не выжил никто. Следствие пытается разобраться, что послужило причиной трагедии. Версий много, однако многие эксперты считают, что катастрофа произошла из-за того, что некоторые авиакомпании экономят на техобслуживании и подготовке пилотов, а так же используют старые самолёты.

По словам руководителя Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павла Толстых, в условиях сложившейся рыночной ситуации и высокой конкуренции у авиакомпаний просто нет другого выхода, и они вынуждены сокращать издержки, иначе им экономически не выжить. Однако сэкономить в авиатранспортной отрасли не так-то просто: цены на топливо, аэропортовые сборы, зарплаты пилотов — всё это, в основном, фиксированные суммы. Получается, что дорогие авиабилеты вовсе не обязательно свидетельствуют о жажде наживы, поразившей перевозчиков.

"Та структура себестоимости авиаперевозок, которая сегодня существует, та правовая и налоговая среда, в которой существуют наши авиакомпании, не позволяет снизить стоимость авиабилетов именно потому, что львиная доля этой стоимости — это не услуги самой авиакомпании. И повлиять на стоимость этих услуг нет никакой возможности", — комментирует Роман Гусаров, главный редактор портала AVIA RU Network, эксперт комитета по транспорту Госдумы.

В этих условиях компаниям остаётся всячески экономить на самом транспорте — на техобслуживании, например, или же закупать более дешевые самолёты. "Парки обновляют в основном крупные перевозчики. Похожая ситуация сложилась и с техобслуживанием, стоит только вспомнить недавний скандал с контрафактными деталями", — отметил Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций.

Воздушные суда, бывшие в употреблении в различных странах, в основном, и составляют парк ряда региональных авиакомпаний. Износ у такого транспорта очень большой, поэтому самолеты приходится часто ремонтировать. "В результате обслуживание старых лайнеров обходится дорого. Финансовая модель не позволяет активно обновлять парк, все деньги идут на сервисное обслуживание и ремонт судов", — считает Абзалов.

Помимо экономии на самих самолётах, компании стараются получить выгоду, сокращая сроки и качество подготовки пилотов. По одной из версий, пилот разбившегося аэробуса летал на нем недостаточно долго для назначения на должность командира экипажа. "Командир воздушного судна Рустем Салихов начал выполнение полетов на этом самолете в 2012 году вторым пилотом, в марте того же года стал командиром" — сообщила АК "Татарстан". 

"Если эта информация будет подтверждена, то это, на мой взгляд, нарушение. Росавиация предписывает переводить пилота с должности второго пилота в командиры воздушного судна только после 1000 часов налета на данном типе воздушного судна, то есть именно на конкретном самолете Boeing 737. Но за три месяца он категорически не мог налетать больше 300 часов. Это означает, что он мог допустить ошибку, и это прямое следствие дефицита пилотов", — уверен Гусаров. Произошедшая в Казани катастрофа лишний раз подтверждает необходимость снятия запрета на работу в России для иностранных пилотов.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что причины катастрофы в Казани в любом случае кроются в системных проблемах отрасли. Очевидно, что и старые самолёты, и плохое техобслуживание, и низкая квалификация летчика — всё это могло стать роковым для разбившегося рейса. Все эти факторы присутствуют и во многих других авиакомпаниях, и понятно, что до исправления ситуации их рейсы никак нельзя назвать безопасными.

Читайте также:

Авиаперелеты: дешевле безопасность или компенсации?

Герой России Рубен Есаян: Не надо бояться летать

Гражданская авиация: сколько можно падать?

"Боинг" в Казани рухнул на землю под углом 90 градусов

Обсудить