Исследование: за популяризацией "Доктора Живаго" стояло ЦРУ

Исследование: за популяризацией "Доктора Живаго" стояло ЦРУ

На 17 июня 2014 года в США запланирован выход в свет книги Питера Финна и Петры Кувэ "Дело Живаго: Кремль, ЦРУ и битва вокруг запрещенной книги", в которой раскрывается секрет бешеной популярности романа в диссидентских кругах.

5 апреля 2014 года в Washington Post под рубрикой "Национальная безопасность" авторы книги Финн и Кувэ в статье под заголовком "Доктор Живаго. Как ЦРУ превратило роман в оружие Холодной войны" вкратце пересказали содержание своего исслелования. Финн — опытный журналист, в свое время возглавлял московское бюро американского издания Washington Post, а преподаватель и переводчик Кувэ работает в Санкт-Петербургском университете.

Вслед за этой публикацией ведущая и самая известная спецслужба США — Центральное разведывательное управление (ЦРУ) опубликовала подборку из 99 документов, посвященных операции Aedinosaur. Такое кодовое название в ЦРУ получила секретная операция по изданию за рубежом на русском языке романа советского писателя Бориса Пасернака "Доктор Живаго" и его публичному продвижению. Aedinosaur стала выдающейся по своим разрушительным последствиям, в том числе, лично для автора романа, операцией ЦРУ. Однако она была лишь одной в череде других спонсируемых американскими спецслужбами операций на культурном фронте холодной войны, сообщает Regnum.

Сейчас спустя полвека документы операции Aedinosaur рассекречены и выложены в свободный доступ на сайте ЦРУ в разделе "Историческая коллекция". Правда, из копий документов удалены имена оперативных сотрудников американской спецслужбы и их контактов, участвовавших в операции. Из документов удалена и информация о стоимости этого секретного проекта ЦРУ.

Секретная операция по изданию романа Пастернака была одним из многих тайных проектов ЦРУ по поддержке издательских программ нужной им идеологической направленности. Речь шла не только об издании, но и распространении в среде интеллигенции в Советском Союзе и подчиненных ему странах Восточной Европы запрещенных книг, периодических изданий, брошюр и другие материалов. Тираж "Доктора Живаго" был лишь крупицей в огромном массиве в 10 млн. экземпляров книг и журналов, изданных ЦРУ для распространения в СССР и странах советского блока. Действия ЦРУ в этом направлении осуществлялись на основании четко продуманного плана. И вот, спустя полвека операция Aedinosaur стала предметом гордости ЦРУ. В комментарии к публикации рассекреченных документов указывается, что "документы из этой коллекции демонстрируют, насколько эффективно акция "мягкой силы" влияет на события и ход внешней политики". Итак, издание ЦРУ в 1958 и 1959 годах романа Пастернака "Доктор Живаго" квалифицируется как элемент политики "мягкой силы" США.

Как выяснилось в апреле 2014 года, культурная диверсия против СССР по изданию за рубежом на русском языке романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго" является примером тесного сотрудничества спецслужб т. н. "Пяти глаз" англо-саксонского мира. В данном конкретном случае — британской разведки MI6 и американского ЦРУ. Именно британцы из MI6 обратили внимание американского ЦРУ на роман Пастернака, который был запрещен к публикации в Советском Союзе.

Автор исследования об участии западных служб в деле публикации "Доктора Живаго" на Западе Финн обратился за содействием к британской MI6. Однако британская разведка категорически отказалась представить ему какие-либо свои документы о своем участии в операции. Британские архивы продолжают хранить тайну дела "Доктора Живаго" и британского участия в нем.

Роман "Доктор Живаго" Пастернака был отмечен аналитиками ЦРУ как "фундаментальный вызов советской этике жертвенности личности в пользу системы". В этом увидели они его идеологическую ценность. Глава советского отдела ЦРУ Джон Маури отметил значение книги Пастернака: "Гуманистическое послание Пастернака: каждый человек имеет право на личную жизнь и заслуживает уважения как человек, независимо от степени его политической лояльности или вклада в дело государства. Оно представляет собой фундаментальный вызов советский этике жертвенности индивида во имя коммунистической системы".

Роман получил бешеную популярность у антисоветской публики на территории всего Восточного блока.

Читайте также:

Заграница им поможет: иноагентов поддержали из-за рубежа

Кто разжигает информационные войны?

Freedom House: ключ проблем — Россия

Как спасти русский мир в Центральной Азии

Приключения иноагентов в России: сериал без хеппи-энда?

Обсудить