Должники против коллекторов: кто хитрее?

Коллекторы рассказали о любимых уловках должников

Доля должников, которые из-за финансовых трудностей не платят по кредитам, в январе 2016 года выросла на 13,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. По данным "Первого коллекторского бюро", этот показатель еще будет расти.

"Если в предыдущий кризис на одного заёмщика в среднем приходилось не более одного кредита, с двумя кредитами было 15%, с тремя и более — 5%, в 2015 году заёмщиков с одним кредитом было уже не более 60%, с двумя — 25%, с тремя и более — 15%. Чем больше займов приходится обслуживать, тем выше риск выхода на просрочку", — говорит руководитель агентства по взысканию задолженности "Секвойя" Елена Докучаева. По данным компании, около 5% должников жалуются на невозможность реструктуризировать долг.

Леденящие душу рассказы о том, как коллекторы атакуют долников, какими методами они действуют, время от времени появляются в СМИ. Здесь можно вспомнить и случай, происшедший в Ульяновске, где коллектор бросил в окно дома "коктейль Молотова", который угодил прямо в кроватку, в которой спал двухлетний ребенок. В Новосибирске полиция возбудила уголовное дело по заявлению по заявлению женщины, которая пожаловалась на коллекторов, сообщивших ей о смерти ее живого ребенка.

Некоторые должники сообщают, что им приходят СМС от агентства взыскания "Кавказ Вымпел", которое обещает "случайно уколоть заёмщика иглой, заражённой СПИДом" и другие ужасы. В Перьми коллекторы угрожают убийством 40-летней местной жительнице, которая выступила поручительницей по долгу своей подруги.

Однако, как утверждают сами коллекторы, все эти методы используют криминальные группы, не имеющие ничего общего с добросовестными взыскателями. Однако, как оказалась, не менее изобретальны и сами должники, когда хотят скрыться от преследований.

По словам сотрудника Бюро судебного производства Евгения Косолапова, недавно в Волгограде был случай. Один из сотрудников коммерческого банка приехал на разговор к должнику, а тот взял ружье и чуть не пристрелил его. У парня огнестрельные ранения руки и спины, его увезли в больницу. Но это, конечно, редкие случаи.

Чаще всего должники пытаются переписать свое имущество на родственников или знакомых. При этом законодательство поддерживает скорее должников, чем кредиторов, которые могут спрятать все что угодно. Единственное же жилье отобрать крайне сложно.

Иногда присылают отфотошопленные документы о смерти, должники меняют фамилии, причём кардинально: был Коладзе, а стал Бирштейном — из грузина превратился в еврея. На какое-то время это спасает, но потом всё равно человека раскрывают. Были люди, которые даже пол меняли, но их тоже находили, рассказывает Евгений Косолапов.

Хотя никаких новых методов не появилось, должники стали более грамотными. Кроме того, в интернете можно найти огромное количество советов, как бороться с коллекторами. К тому же, человек ко всему привыкает: пройдя один раз через суд по долгу, он понимает, что ничего особо страшного с ним не произойдет.

Коллекторские агентства — это не обязательно криминал. Здесь как в любой другой сфере: есть нормальные врачи, а есть врачи-преступники, которые убивают пациентов. "Новые законы, которые придумываются в пользу заёмщиков, ничего не решат. Те, кто работал вне правового поля, так и будут работать",- уверен Косолапов.

Криминал обычно исходит от мелких МФО. Но нередко и представители банков работают с перегибами.

Никто об этом не говорит, но миф о коллекторах-бандитах специально культивировался ещё в 90-х профессиональным сообществом — так было проще выбивать долги. Сейчас из тех, кто тогда работал, уже почти никого не осталось. Нынешние коллекторы — это в основном бывшие банковские клерки, а имидж побороть сложно.

Все угрозы, как правило, — только слова. Хотя по телефону должник часто может нарваться на грубость: так должников запугивают. Чаще у коллекторов есть кол-центры где-нибудь в Омске или Орле, и работа операторов — задолбать. "Но есть и заемщики, которых даже коллекторы вносят в черный список, — например, пранкеры, которые нам названивают. Они могут парализовать работу кол-центра, поставив рабочий телефон, который у коллектора указан, на автодозвон. Это такой обратный террор", — рассказывает коллектор.

С другой сторона, как утверждает сотрудник CEO сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин, в России самый высокий уровень мошенничества из всех стран, в которых работает его организация.

Как правило, должники пытаются обмануть компании с помощью поддельных документов и банковских карт. C большим количеством мошенничеств чаще всего сталкиваются молодые компании, потому что их сервисы еще не прошли нужную обкатку и они более уязвимы к фроду. Новичков кредитные мошенники атакуют с особенным рвением.

Мошенников можно разделить на две группы: любители и профессионалы. Первые не придумывают какие-то сложные схемы, они надеются на удачу. Пользуются вымышленными именами, реже — поддельными документами. Если взять заем не выходит, они пробуют использовать настоящие данные, но максимально скрывают сведения о себе: сообщают чужие или недействительные телефонные номера и так далее. При заполнении анкеты в интернете много раз меняют различные поля, стремясь обмануть систему.

Профессионалы подходят к делу основательно. Они владеют различными схемами для получения денег незаконными способами и понимают специфику работы кредитных организаций: знают средние суммы, сроки займов и прочую информацию, которая потенциально может помочь им в прохождении скоринга, постоянно тестируют системы банков, МФО, компаний онлайн-кредитования на уязвимость. Как правило, они маскируются под добросовестного клиента, используют реальные данные людей, которые даже не подозревают, что на них оформляют кредиты. По поддельным документам покупают SIM-карты и открывают счета в банках. Чтобы пресечь такие виды мошеничества используются специальные системы проверок.

Однажды бравые новосибирские парни создали компанию "Тендер Магнит" специально для мошеннических действий. Они якобы занимались грузоперевозками. Сотрудники оформляли займы в разных регионах страны по поддельным документам и скрывались. Штаб-квартира компании была в Новосибирске. Работа была настолько четко выстроена, что, когда сотрудники финансовых организаций связывались с компанией для проверки данных заёмщика, верификатора переводили в якобы отдел кадров, где якобы сотрудник HR серьезным голосом подтверждал информацию о заемщике и даже задавал уточняющие вопросы.

Нередко заемщики атакуют кредиторов при помощи "черного пиара". Иногда должники отправляют в суд сообщения о вымогательстве, но доказать ничего не могут. Бывают и страшные случаи — например, в Москве во время описи имущества судебными приставами должник застрелил представителя взыскателя долга прямо в квартире.

Примерно 15% должников (около 1 млн человек), с которыми работают коллекторские агентства, являются недобросовестными. Они сознательно уклоняются от выполнения своих финансовых обязательств, имея возможность их выполнить. Немало заемщиков, которые сознательно не идут на контакт и считают, что ничего возвращать не будут. И тут возникает вопрос, как вообще такому лицу выдали кредит. Ведь попадаются должники с пятью-шестью кредитами и даже больше. Доходы их невысоки, но при этом закредитованность сумасшедшая.

К сожалению, все предложенные законодательные инициативы по регулированию рынка взыскания просроченной задолженности не учитывают этой категории людей и защищают их права наравне с правами добросовестных заёмщиков. При этом недобросовестные должники, по сути, пользуются деньгами вкладчиков банков, увеличивают для них риски кредитования и заставляют поднимать ставки по кредитам. Как и в случае должников за услуги ЖКХ, за неплательщиков платят добросовестные потребители.

Как сообщала Правда. Ру, 17 февраля в Госдуму внесли законопроект "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов", устанавливающий правила взаимодействия коллекторов с должниками.

Согласно законопроекту, кредитор или тот, кто действует в его интересах, может общаться с должником тремя способами: при встрече, с помощью телефона, электронных или почтовых сообщений.

В документе также указано, что кредиторы и коллекторы должны действовать "добросовестно и разумно". Согласно проекту, не допускается применять к должнику физическую силу, угрожать ему причинением вреда здоровью или убийством; запрещается применять методы, опасные для жизни и здоровья людей, оказывать психологическое давление на должника, оскорблять и унижать, вводить в заблуждение и др.

Читайте последние новости Pravda. Ru на сегодня

Обсудить