Самые последние новости о ситуации и событиях в России и мире. Правда РУ. Андрей Прозоров: Контроль информационных потоков - важнейший пункт в обсуждении глобальных конфликтов

Андрей Прозоров: Контроль информационных потоков - важнейший пункт в обсуждении глобальных конфликтов

Ведущий эксперт по информационной безопасности компании "Infowatch" Андрей Прозоров рассказал корреспонденту Pravda.Ru о том, как государственная система информационной безопасности развивается в России.

— Считаете ли вы, что информационный суверенитет, "цифровой суверенитет", не менее важен в современном мире, чем территориальный?

— В последние несколько лет в современном мире сложилась такая ситуация, что информационные технологии, информационные системы оказывают очень большое влияние на те или иные составляющие социальной жизни людей. Практически во всех сферах есть определенная автоматизация, то есть у нас появились те же самые госуслуги — сайты, автоматизируются системы здравоохранения, различные банковские сайты и так далее. Всеобщая информатизация и автоматизация в различных сферах. Есть такое понятие, как интернет, которое уже понятно всем, все его используют, и сам интернет начинает серьезно влиять на какие-то социальные процессы, начиная с простейших вещей, когда негативные комментарии о том или ином банке либо компании — от него уходят клиенты, и заканчивая какими-то глобальными информационными войнами, информационными противодействиями. На самом деле в последнее время к сети интернет доверия становится намного больше, по сравнению с традиционными СМИ, такими как телевидение, радио или газеты. И вот доверие к интернету — оно все равно будет возрастать и так далее. И сейчас интернет используется как средство массовой пропаганды, как средство каких-то информационных войн. Вот это очень явно видно, например, можно проследить за последние несколько лет, месяцев с событиями, связанными на Украине, с проблемой Крыма и так далее. И соответственно. Если делаются какие-то шаги по контролю за интернетом, по использованию интернета, недопущению какой-то розни разжигания и так далее. Опять-таки, возвращаясь к вопросу об усилении роли автоматизации и компьютеризации можно сказать, что какие-то объекты, доступ к интернету которые используют современные системы, они так же могут быть использованы в каких-то локальных либо глобальных конфликтов, начиная с террористических каких-то угроз, заканчивая вооруженными столкновениями более серьезного уровня. Вопрос связи является одним из критичных вопросов — ее предоставления, подавления связи. И соответственно все, что связано с информационными технологиями, я считаю, конечно, надо рассматривать, если, может быть, не в самую первую очередь технического, информационного перевооружения является основным. Но вопрос информационных войн, вопрос обеспечения безопасности информационной, вопрос контроля информационных потоков — он, конечно же, должен быть одним из передовых при обсуждении глобальных конфликтов.

— Сноуден рассказал, что США создали спеццентр по инфовойнам, контрпропаганде и дезинформации. Какова ситуация у РФ с инфовойной? Мы проигрываем или побеждаем? Нужно ли усиливать "медиазащиту" и "медианападение"?

— Я считаю, что в последнее время Россия сделала много правильных шагов, связанных с укреплением своей безопасности информационной в сфере… У нас там появляются дополнительные требования, дополнительные рекомендации, которые там повышают информационную безопасность каких-то информационных систем банков, государственных органов. Разрабатываются рекомендации. Опять-таки ходят определенные слухи по поводу там набора военной спецчасти. Насколько они соответствуют действительности, я, к сожалению. не могу прокомментировать. Создается довольно много законов. В том году, например, активно обсуждался проект концепции кибербезопасности России, который, скорее всего, может быть, в этом году, уже выйдет на финальную стадию и будет завершен. Активно обсуждается вопрос на уровне правительства или первых лиц министерств и ведомств о создании единых центров по реагированию на инциденты. Это тоже, скорее всего, в ближайших годах мы можем увидеть появление таких центров на территории Российской Федерации.

— Могут ли страны Запада воспользоваться ситуацией, чтобы атаковать РФ изнутри, через радикалов, экстремистов и попытки спровоцировать Майдан? Как этому противостоять?

— Ну, такая угроза, конечно может быть. Есть некоторая угроза со стороны социальных сетей, вообще классического интернета, соответственно, как этому противостоять — это не прекращать мониторинг и некий контроль и при необходимости, может быть, блокирования информационных ресурсов, я не знаю, на территории России. Такое вполне может быть.

— Таких историй сейчас не знаете?

— Я историй таких не знаю в явном виде, но просто если вы посмотрите на то же самое наше российское законодательство, которое за последние несколько лет, и особенно в этом году, у нас регуляторы — я имею в виду Роскомнадзор, он получил довольно возможностей легальных так или иначе блокировать информационные ресурсы, начиная с детской порнографии, заканчивая призывами к экстремизму, наркотикам и так далее. И сейчас вот этих причин, возможностей на каком-то основании блокировать, все увеличивается и увеличивается. Вот недавно, насколько я помню, с 1 августа, у нас выходят очередные правки в закон 149 об информации, информационных технологиях и защите информации, который предполагает вот усиление как раз-таки мер контроля во-первых, над блогерами, а во-вторых — над теми операторами, операторы не связи, а я имею в виду информационных ресурсов в сети интернет. И вот там тот же самый закон об информации, об информационных технологиях — 149 ФЗ, он, если вы обратите внимание, за последние несколько лет он в два раза примерно увеличился в объеме, причем так как раз появились в большом количестве различные положения, связанные с контролем сети интернет, именно с возможностью каких-то блокировок в сети интернет. Это на самом деле довольно показательно, потому что этот закон — он является в целом первостепенным, вообще который определяет политику Российской Федерации по защите информации, по управлению информационными технологиями, предоставлением информационных услуг. И вот то, что было в законе за последние несколько лет — в разы по сравнению с остальным текстом, появилось положений, связанных с контролем в сети интернет, это вот довольно показательно, на мой взгляд.

Читайте также:

Где журналистам жить хорошо

Виктория Легранова: Россия должна быть в тонусе, чтобы противостоять информационным атакам

Леонид Делицын: Информационная война — важный инструмент современной политики

Обсудить