Ученые исследовали ископаемого предка лягушек и саламандр

В Nature опубликован отчет об исследовании древней амфибии, котораямиллион лет назад плавала в водоемах и ловила насекомых в на территориинынешнего Техаса. Описавшая находкугруппа Джейсона Андерсона из Университета Калгари доказала, что целый ряд современныхземноводных, и прежде всего – лягушки и саламандры произошли от древних амфибийпод названием темносподилы.

В тесном родстве с последними, как раз и находилась ископаемое существо,названное Gerobatrachus hottoni в честь американскогопалеонтолога Николаса Хоттона. Он был одним из участников экспедицииСмитсоновского института, открывшей геробатрачуса в 1995 года.

Ученые считают, что находка позволяет внести существенный вклад в изучениеэволюции позвоночных. До недавнего времени ученых чрезвычайно беспокоилизияющие пробелы в схеме эволюции амфибий. Однако описанный учеными геробатрачусоказался одним из недостающих звеньев, связывающих древних и современныхземноводных.

Он оказался одним из общих предков современных лягушек и саламандр.Об этомсвидетельствует строение скелета геробатрачуса. Его череп, позвоночник и зубыимеет черты как лягушки, так и саламандры. О его родстве с ними такжесвидетельствует строение лодыжки, а также характерное строение косточек,находящихся в области среднего уха. У геробатрачуса было изящное сложение, новместе с тем – широкий череп, очень похожий на лягушачий, а позвоночникнапоминает аналогичную часть скелета лягушек и тритонов, и вместе с тем имеетряд черт, свойственных более примитивным земноводным.

Находка также интересна тем, что ставит под вопрос некоторые данные«молекулярных часов» - то есть, содержащихся в клетках современных земноводныхсведений об исторических этапах изменения их ДНК. Исследование геробатрачусапозволило предположить, что лягушки и саламандры отделились друг от друга240-275 миллионов лет – то есть, значительно позже, чем показывают«молекулярные часы».

Увы, публикация отчета об исследовании вымершего земноводного приходится наГод лягушки, во время которого биологи будут информировать население Земли оглобальном вымирании современных земноводных. Ученые надеются, что их исследование способствует более глубокомупониманию природы земноводных вообще. В связи с этим им, возможно, удастсяпредотвратить вымирание дальних потомков геробатрачуса.

Ljuda Smirnova "Крым может стать разменной монетой в более крупной политической схеме"