Физики научились находить черные дыры по-новому

Российские физики из МФТИ, ИТЭФ и ВШЭ открыли новый способ обнаружения черных дыр. В его основе лежит рассеивание пучков микрочастиц на невидимом глазу космическом объекте.

Наблюдая за поведением частиц летящих по направлению к Земле вблизи изучаемого объекта можно заметить эффект "расщепления" их потоков. Дело в том, что вокруг относительно компактных объектов с большой массой образуется своего рода световое "колье".

"Мы берем, рассеиваем пучок частиц на этом объекте, и смотрим на спектр. И видим, что если в этом спектре нет дискретных уровней, то тогда это черная дыра, а если есть — то это компактный объект. Хотя мы сделали свою работу для бесспиновых частиц, можно предположить, что так же будет вести себя и спектр других типов частиц", — заявил Федор Попов, сотрудник ВШЭ и Московского Физтеха и Института теоретической и экспериментальной физики в Москве.

Массивные черные дыры довольно легко обнаружить. Однако "обычные" черные дыры, в отличие от их сверхмассивных кузин в центрах далеких галактик, крайне сложно находить и изучать из-за их спокойного нрава. Об их присутствии мы можем узнать только по тому, как они искривляют свет других звезд, а также по вспышкам радиоизлучения, вырабатываемых при поглощении ими сгустков материи.

На фоне других компактных и плотных объектов, состоящих из металлов, такие черные дыры очень легко не заметить.

Попов и его коллеги выяснили, что мы можем различать сигналы, исходящие от черных дыр и других компактных объектов, проанализировав то, что будет происходить с частицами материи, движущимися рядом с горизонтом событий черной дыры и поверхностью сверхплотного небесного тела.

Подробнее об открытии можно прочитать в журнале Physical Review D.