Источник Правда.Ру

В США испытали самолет с пилотом-роботом

Одномоторная Сессна-Караван, вылетевшая вчера днем из небольшого аэропорта города Манассас (штат Виргиния), была ничем не примечательна снаружи. Удивительное скрывалось  внутри кабины: в правом кресле пилота расположился не человек, а робот с веретенообразными металлическими трубками вместо рук и ног и "загребущими" клешнями для управления дроссельными заслонками и другими узлами самолета. Правда в левом кресле все-таки сидел человек, который и отдавал команды своему железному "коллеге" при помощи электронного планшета.

Таким образом американская компания Aurora Flight Sciences провела испытания системы ALIAS, позволяющей преобразовать  любой пилотируемый летательный аппарат в беспилотник. По словам наблюдателей, испытания прошли вполне успешно.

Демонстрационный полет проходил в рамках совместной программы, разработанной правительством и представителями промышленности,цель которой - заменить одного из двух пилотов экипажа самолета роботом, который никогда не устает, не отвлекается, не ощущает стресс и не засыпает от скуки за штурвалом.

354066.jpeg
Фото: AP

Разработчики  робота-пилота уже предвидят тот день, когда большие и маленькие вертолеты и самолеты будут перевозить пассажиров и разные грузы без участия людей. По  их мнению, это будет аналог автомобилей-беспилотников, которые уже давно испытываются на трассах разных стран мира.

Прототип ALIAS помимо управления с планшетного компьютера поддерживает голосовое управление и голосовую обратную связь. Ранее систему испытали на тренажере пассажирского самолета Diamond DA-42, а также на самом самолете такого типа. После испытания на Cessna Caravan новую систему адаптируют к управлению многоцелевым вертолетом UH-1 Huey.  

Программу "автоматизации труда летчиков" ALIAS  финансируется Агентство перспективных исследований в области оборонных проектов, В то время как военные и гражданские авиакомпании испытывают все большую нехватку профессионально подготовленных пилотов, чиновники минообороны заявляют, что видят большие перспективы в возможном сокращении числа летчиков за счет роботизации. По их мнению, это сделает полеты более безопасными.

354067.jpeg
Фото: AP

Система ALIAS представляет собой несколько камер высокой четкости, устанавливаемых снаружи летательного аппарата и в кабине его пилотов, набор роботизированных манипуляторов, подключаемых к органам управления самолетом или вертолетом, а также вычислительного блока и системы обмена данными.

Однако основная идея разработчиков не в том, чтобы заменить роботом человека, а в том, чтобы перенесли на электронный механизм большую часть нагрузки, освободив пилота от некоторых обязанностей, что особенно важно во время чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти на борту.

Сложные компьютерные системы, установленные в самолетах, конечно, совсем не новинка: во всем современных авиалайнерах большую часть полета самолетом управляют автопилоты. Сейчас в некоторых авиакомпаниях даже пытаются добиться посадки без участия человека, тоже на автопилоте.

Однако в независимой ассоциации пилотов очень сомневаются в том, что роботы способны заменить в кабине человека, ссылаясь на множество случаев, когда автоматизированные  системы управления отказывали во время полета и только благодаря героическим усилиям летчиков было спасено немало человеческих жизней.

Например в 2010 году на одном из лайнеров авиакомпании Qantas с 450 пассажирами на борту во время полета взорвался двигатель, осколки повредили многие системы самолета, а бортовые компьютеры, которыми был просто перегружен самолет, стали выдавать сообщения о критических ошибках. И только благодаря опыту экипажа, самолет удалось благополучно посадить. Однако смертельный исход был очень близок.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

 


Aurora's ALIAS Automated Flight System Flies Cessna Caravan
Комментарии
Не забудьте присоединиться к "Правде.Ру" в "Telegram". Мы рады новым друзьям
Комментарии
Комментарии