Найдена экзопланета с сильнейшими ветрами

"Сверхзвуковой"  планетой оказался "горячий юпитер" HD 189733b в созвездии Лисички. К такому выводу пришли британские планетологи, которые выяснили, что  в его атмосфере господствуют мощнейшие ветра, дующие со скоростью 8700 километров в час. Об этом рассказывается в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

Сама экзопланета была открыта  в октябре 2005 года при помощи телескопов в обсерватории Верхнего Прованса. Она в 1,14 раза больше Юпитера и почти во столько же раз тяжелее его. Она обращается вокруг звезды HD 189733 А, чьи размер и масса составляют примерно 80% от солнечных. HD 189733b расположена примерно в 30 раз ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу.

Это типичный газовый гигант класса "горячий юпитер". Его близость к Земле и очень необычная голубая окраска атмосферы привлекли внимание со стороны астрономов. За последнее время ученые успели получить ее фотографии в разных диапазонах частот, найти в ее атмосфере углекислоту, воду и кремний, а также выяснить, что звезда постепенно "сдувает" газовые оболочки этого гиганта.

Еще одну необычную особенность планеты - "сверхзвуковые ветра" - выяснили Тим Лоуден  и Питер Уитли из университета Уорика (Великобритания) Ученые составили первую карту погоды в верхних слоях ее атмосферы при помощи инструмента HARPS, установленного на один из телескопов Европейской Южной Обсерватории в Чили.

Как объясняют планетологи, положение некоторых линий в спектре крупных планет, подобных HD 189733b, во многом зависит от того, в какую сторону и с какой силой дуют ветра в ее атмосфере. Если ветра движутся в сторону Земли, то тогда атмосфера планеты будет казаться нам более голубой, а если они летят в противоположную сторону, то тогда эта часть воздушной оболочки будет "краснеть".

Благодаря тому, что яркость звезды различается для ее краев и центра,  ученые смогли  составить точную карту погоды "горячего юпитера" и изучить каждое "полушарие", используя значения скорости ветров.

Три года назад другая группа планетологов уже пыталась измерить скорость ветров, опираясь на то, как быстро двигались облака в атмосфере HD 189733b. Их расчеты показали, что ветра на HD 189733b были невероятно быстрыми – их скорость должна была превышать тысячу километров в час.

Как выяснили Лоуден и Уитли, на самом деле ветра в атмосфере HD 189733b еще быстрее – они движутся с запада на восток со скоростью, превышающей 2,4 километра в секунду, или около 8,7 тысячи километров в час. Подобной скорости, в семь раз превышающей скорость звука в воздухе, хватило бы для того, чтобы преодолеть лунное притяжение и взлететь с поверхности Луны.

Подобный показатель делает HD 189733b настоящим рекордсменом в мире известных нам планет. Как полагают Лоуден и Уитли, их методику в принципе можно использовать и для оценки скорости ветров на менее экстремальных планетах, чем этот "горячий юпитер", что позволит нам лучше оценивать то, насколько пригоден тот или иной кандидат на роль "двойника Земли".

Напомним,  Правда.Ру сообщала, что накануне ученые из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра в Кембридже обнаружили "звезду смерти", способную поглощать планеты.

А недавно специалисты NASA заявили об открытии очередной каменной экзопланеты, по размерам больше Земли в 1,6 раза