Ученые: цивилизацию майя погубила засуха

Ученые: цивилизацию майя погубила засуха. 274058.jpeg

Исследования сталагмитов в пещере позволили ученым установить, что цивилизацию майя, которая в течение трех тысяч лет занимала территорию Центральной Америки, за какую-то пару веков убили проблемы с погодой.

Пытаясь объяснить тайну столь скоропостижного распада процветающей цивилизации, ученые выдвигали "погодную" гипотезу и прежде, однако у нее было много противников, а серьезных материальных доводов в ее пользу до сих пор не было, пишет Газета.Ru. Теперь эти доводы появились. Международная группа исследователей из Великобритании, Швейцарии и США опубликовала в журнале Science статью о результатах изотопного анализа сталагмитов двухтысячелетнего возраста, который выявил удивительно сильную корреляцию климатических условий с периодами расцвета и упадка этой древней цивилизации.

Читайте также: Найдено звено между майя и ольмеками

Ученые обнаружили, что периоды высоких и возрастающих осадков совпали с ростом населения и разрастанием политических центров в период между 300 годом до нашей эры и 660 годом нашей эры, сообщает ЕnergySafe. Существенные климатические изменения и засухи в период между 660 и 1000 гг. нашей эры вызвали нарастание политической напряженности, повышение количества войн, общую социально-политическую нестабильность, и, наконец, политический крах. За этим последовали длительные засухи в период между 1020 и 1100 гг. нашей эры, которые принесли с собой неурожаями, смерть, голод, миграцию и, в конечном счете, крах цивилизации майя. К слову знаменитый календарь майя, предрекающий конец света в декабре 2012 года, был создан в период так называемого Древнего царства (300-1000 гг. нашей эры).

Восстановить картину осадков в низменной части страны майя позволило измерение изотопов кислорода, попавших в состав сталагмита из дождевой воды, которая просачивалась в пещеру. Уровень осадков удалось привязать к конкретным датам благодаря соотношению радиоактивных изотопов в сталагмите.

"Мы говорим о сложной истории, и не все детали нам известны", - подчеркивает палеоклиматолог Дуглас Кеннетт. По его словам, необычайно обильные дожди привели к демографическому взрыву в период с 330 по 660 год, после чего настала продолжительная засуха, совпадающая с эпохой политической нестабильности, которая отражена в большом количестве монументов, воздвигнутых различными правителями. В 820-870-м выпадало на 40 процентов меньше осадков, чем перед засухой. Именно в это время начинается заключительный период классической истории майя. Города опустели, строительство замерло.

Некоторые исследователи предполагают, что майя усугубили ситуацию вырубкой лесов, но в целом этот народ пал жертвой флуктуаций в зоне встречи пассатов (тропической зоне конвергенции), добавляет Компьюлента. Временами эта область смещается дальше на север от экватора, и тогда в Центральной Америке идут обильные дожди, но иногда она уходит на юг, и в Месоамерике устанавливается засуха.