Миронов: поправки в закон об НКО не запрещают получать деньги из-за рубежа

Законопроект, наделяющий статусом "иностранного агента" российские НКО, которые занимаются политической деятельностью и имеют зарубежные источники финансирования, вызвал бурную реакцию у правозащитников, считающих, что тем самым будут ограничены их права. Между тем, как рассказал "Правде.Ру" генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов, появление данного законопроекта было логичным и оправданным, а сами поправки никоим образом не повлияют на финансирование НКО из-за рубежа, при условии, разумеется, прозрачной и публичной отчётности:

- История нашего законодательства об общественных организациях уходит корнями в 90-е годы, когда в нашей стране появилось очень много самых разных фондов и общественных организаций, получавших системное финансирование из-за рубежа. У нас есть данные о том, что, скажем, через USAID с 1996 по 2009 годы в Россию было перечислено 2,6 млрд долларов США на финансирование различных общественных инициатив. Поэтому российская власть постепенно стала вводить контрольные процедуры, чтобы избежать откровенно подрывной и шпионской деятельности со стороны некоторых общественных организаций. Не секрет, что у многих зарубежных стран есть интерес к России, как источнику получения каких-то благ (в первую очередь, речь идёт о природных ресурсах и т.п.), а поэтому появляется соблазн попытаться повлиять на политическую ситуацию и, быть может, даже поставить её под контроль.

Непосредственно к появлению этого законопроекта сейчас подтолкнули цифры, которые были получены в прошлом году. Только за второе полугодие 2011 года от США и Великобритании на счета российских НКО поступило более 2 млрд рублей. Возникает вопрос: зачем? Тем более, что это совпало как раз с периодом предвыборной кампании.

Так что понятно, что есть попытки через отдельные общественные организации манипулировать массовым сознанием. Зарубежное же законодательство всегда ограничивает такие вещи. Существует достаточно много примеров и прямого запрета финансирования политической деятельности из-за рубежа и ограничения деятельности таких организаций. В первую очередь это касается США, где достаточно давно действует закон об иностранных агентах, по которому граждан в США привлекали к ответственности.

Правозащитники, выступившие против этого закона, повели себя как минимум странно, поскольку нет оснований говорить об ограничении деятельности гражданского общества. Во-первых, из-за рубежа финансируются далеко не все общественные организации - большинство как раз работают на российские деньги. Есть система получения грантов и от частных компаний, и от государства, которое ежегодно выделяет порядка одного миллиарда рублей на поддержку НКО.

И потом, в том-то и дело, что закон не запрещает получать деньги из-за рубежа, он просто ставит под контроль соответствующие денежные потоки. Если всё чисто, то никто не будет придираться или закрывать организацию. Более того, если и есть какие-то подозрения, то устанавливать степень виновности будет суд, в котором должны быть представлены доказательства того, что деятельность той или иной организации политическая, направлена против интересов России - и только после этого могут быть применены какие-то санкции. А так, речь идет только о контроле и о том, что организация, которая финансируется из-за рубежа, указывала этот факт в своих материалах. Мне кажется, это не является позором, тем более, что и так известно, кто получает иностранное финансирование. Да и сами организации этого зачастую не скрывают. Другое дело, что если они высказались против этого законопроекта, это наводит на мысли о том, что, может быть, не всё там у них в порядке. Но до того момента как закон будет принят и вступит в силу, можно привести свою деятельность в соответствие с его требованиями.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить