Мамонтов: Жизнь, как и фарш, провернуть обратно невозможно

Эксперты, политологи, журналисты продолжают обсуждать статью председателя правительства РФ Владимира Путина "Россия: национальный вопрос", в которой автор уделил отдельное внимание вопросам образования.

По мнению Путина, "гражданская задача образования, системы просвещения - дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа", и "в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история".

В частности, Путин привёл пример из практики американских университетов 20-х годов ХХ века, согласно которой каждый уважающий себя студент должен был прочитать 100 книг по специально сформированному списку. "Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы", - предложил Путин.

"5-й раз рассказываю про эти книги, потому что это можно реально пощупать, действительно нормальное простое предложение. Оно очень хорошее", - заявил "Правде.Ру" президент редакции газеты "Известия", член Общественной палаты РФ Владимир Мамонтов, комментируя высказанные в статье предложения:

- Статья с одной стороны вроде бы теоретическая, ставящая ряд вопросов и предлагающая ответы на некоторые из них. Но мало кто обратил внимание, что там есть ряд некоторых предложений абсолютно конкретных и, я бы сказал, технологических.

Почему всем так идея про 100 книг. Потому что это технологическое решение, которое можно провести в жизнь.

Если человек знает, кто такая Сонечка Мармеладова, у меня к нему одно отношение. Если не знает - совсем другое. И пусть этот человек задумается, как дальше жить с моим отношением к нему. А если я такой не один? Если таких много, если тем самым создается основа определенного культурного слоя, когда ты либо попадаешь в зону общения культурных нормальных просвещенных людей, либо не попадаешь. Очень важно это сформировать.

Вот мне всегда больше нравятся люди, которые знают из школьного курса физики, как устроен четырехтактный двигатель внутреннего сгорания, а не просто водят машину. У меня к ним другое отношение сразу вырабатывается. Точно также в филологии и т.д. Определенный базис культуры, знаний, понимания, где ты живешь, что это за страна, кто с тобой рядом живет с другим разрезом глаз. Может быть ты напрасно не интересуешься им. У него совершенно точно есть огромное количество вещей, знаний, привычек, которые тебе а) небезынтересны, б) ты можешь этими знаниями воспользоваться.

Старшее поколение знает, как эта модель работала в советское время. Другое дело, что сейчас она уже работать не сможет. Жизнь, как и фарш, провернуть обратно невозможно. Поэтому надо вырабатывать новые модели.

Например, я знаю, что подвергаются критике предложения об экзамене по русскому языку. Послушайте, такое ощущение что мы ущемляем каким-то образом права тех, кто к нам приезжает, не зная русского языка. Ничего подобного! Наоборот знание русского языка раскрывает перед этими людьми совершенно новые перспективы, в том числе карьерного роста, общественного положения и т. д. Если этого не происходит, они пытаются сбиться в стайки, отгородиться и жить, занимаясь своими делами, и не всегда законными.

И здесь нужны технологические решения. Когда человек не знает языка и не живет одной жизнью с той страной, куда он прибыл, то он неизбежно или, по крайней мере, с высокой степенью вероятности может стать к этому обществу в оппозицию.

 

 

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить