Осечкин: Лукин - говорящая голова, обращение к нему безрезультативно

Правозащитник: Лукин должен защищать всех, а не только тех, кого поддерживают фонды США

Создатель социальной сети "Гулагу.нет" и руководитель рабочей группы по защите прав заключенных при Государственной думе РФ Владимир Осечкин рассказал "Правде.Ру", что именно не устраивает правозащитников в работе омбудсмена Владимира Лукина.

Владимир, скажите, чем вообще должен заниматься уполномоченный по правам человека? Каким образом он может стать действительно эффективным защитником прав и свобод? Что для этого он должен делать? Какую бы оценку бы дали деятельности Владимира Лукина на этом посту? Его срок сейчас заканчивается. Что ему удалось, а что нет?

На главной странице сайта "Гулагу.нет" мы разместили открытое письма депутатам и президенту, где более 130 правозащитников и экспертов подписали против выдвижения Лукина на третий срок. Считаю, что сам по себе уполномоченный — это говорящая голова лидера общественного мнения. В первую очередь, работа уполномоченного по правам человека при президенте в масштабах страны зависит от работы его аппарата, от тех людей, кто в его команде.

На примере Лукина могу сказать, что у него команда людей пожилого возраста. Они не вполне воспринимают современные технологии и не вполне адекватно оценивают изменившуюся реальность. Считаю, что ошибкой Лукина стало назначение Валерия Бузунова, в прошлом начальника УФСИН по Московской области, генерала ФСИН, начальником отдела по защите прав заключенных в его аппарате. Это как акция "Пчелы против меда".

И ни в коем случае не должно быть в аппарате бывших сотрудников МВД, ФСИН, прокуратуры, которых Лукин в избытке набрал себе в команду. Сегодня при всем пиаре и правозащитном характере, по сути дела, это аппарат отставных силовиков и чиновников, и я это знаю не понаслышке, лично туда обращался на протяжении двух лет и никаких ответов и даже отписок не получал.

Огромное количество родственников заключенных и бывших заключенных на "Гулагу.нет" написало свое мнение. Все они говорят о том, что результативность обращения к Лукину никакая, он относились к своей работе формально, по отношению к простым гражданам и их обращения с припиской просто направляли в прокуратуру.

Я считаю, что в первую очередь омбудсмен должен быть эффективным и энергичным правозащитником, это его самое главное качество, и команда его, аппарат должен состоять из правозащитников. Лукин выбирал в экспертный совет людей ангажированных и тенденциозных. Вокруг него правозащитники, которые на протяжении многих лет, более 10 лет, получали гранты из-за рубежа, значит, у них есть определенный угол зрения. Не скажу, что это плохо, но я считаю, что в экспертном совете при Уполномоченном должны быть представлены все мнения, все правозащитники.

Например, Лукин никогда не приглашал и не советовался с координаторами "Гулагу.нет", с людьми, которые фактически руководят главным и самым массовым интернет-проектом по защите прав заключенных. Он знал, что мы критикуем бывших силовиков и в его аппарате, в ОНК, и поэтому его аппарат избегал всяческих контактов с нами и критику никакую не воспринимал.

Уполномоченный по правам человека РФ должен выстраивать региональную команду омбудсменов, и там тоже должны быть правозащитники. Мы знаем, что, например, в Рязанской области омбудсменом является тоже генерал ФСИН, в прошлом начальник рязанской академии ФСИН. Это также абсолютно недопустимо.

В России достаточно много настоящих честных правозащитников, и именно этих людей надо ставить на такие высокие должности. Должна быть корпоративная этика, солидарность, взаимовыручка. Ни в коем случае омбудсмен, который должен защищать права всех не должен ставить приоритетом какую-то узкую группу лиц, как это делал Лукин, который вступался за Pussy Riot, за (депутата Государственной думы Илью — прим. Правды. Ру) Пономарева, когда его из офиса выселяли. Но когда других правозащитников выселяли из офиса, он за них не вступался и абсолютно игнорировал данную ситуацию, потому что те люди не были оппозиционно настроены.

Видимо, сказался опыт работы послом в США, его взаимодействие с Западом. Но не надо забывать, что РФ — это не США. У нас надо взаимодействовать со всеми, а не только с теми, кого поддерживают фонды США.

Повторю: работы омбудсмена должна быть открытая и прозрачная. Все решения и все обращения к уполномоченному должны публиковаться на сайте. Все ответы должны публиковаться на сайте. И аппаратом омбудсмена должен каждый квартал отчитываться перед журналистами и правозащитниками о проделанной работе. А сам Лукин должен как минимум два раза в год проводить на государственных телеканалах пресс-конференцию, прием, горячую линию по 3-4 часа. Он должен сам отвечать на звонки и, в том числе на самые больные проблемы, как это делает президент. Сегодня, кроме его тенденциозных заявлений в СМИ, системная работа не выстроена. К примеру, считаю, что у каждого отдела, который занимается защитой прав граждан в определенной сфере, должна быть горячая федеральная линия с бесплатными звонками, как это сделано на "Гулагу.нет", либо мы с аппаратом уполномоченного можем объединить наши усилия.

Читайте также:

Михаил Барщевский: Омбудсмен должен быть кабинетным ученым

Лукин не в состоянии ответить на вопросы?

Владислав Гриб сделал Лукина "авторитетом"

Все материалы по теме читайте здесь

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *