Жерара Депардье обвинили в том, что он не темнокожий

202226.jpegТемнокожие актеры осудили решение пригласить Жерара Депардье на роль писателя Александра Дюма. Светловолосый и голубоглазый Депардье сыграл французского национального героя, автора "Трех мушкетеров" и "Графа Монте-Кристо", в фильме под названием "Другой Дюма", который вышел на экраны 12 февраля. В основу сюжета положены непростые взаимоотношения между литератором и его ассистентом Огюстом Маке.

Однако многие восстали против решения продюсера пригласить на роль Дюма очень популярного, но совершенно не похожего на него Депардье. Более того, в ряде источников оно названо дискриминационным. "Это как если бы Барака Обаму в кино играл белый", - утверждают активисты кампании против Депардье-Дюма. Дело в том, что в жилах французского писателя текла изрядная доля африканской крови, и на его внешности она сказалась очень существенно.

Александр Дюма был внуком раба, привезенного во Францию с Гаити, креолом - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Густая шевелюра черных вьющихся волос, смуглая кожа, высокий рост и темно-карие глаза выделяли его среди французов, за что в детстве будущий писатель претерпел немало издевательств со стороны сверстников, которые называли его не иначе как негром.

Сейчас темнокожие знаменитости, некоторые исследователи творчества Александра Дюма и представители правозащитных организаций обвиняют режиссера Сафи Неббу в том, что он не воспользовался прекрасной возможностью воспеть культурно-этническое многообразие Франции как страны, в которой издавна легко уживаются люди разных кровей, - и лишний раз напомнить миру о происхождении знаменитого писателя.

Патрик Лозес - председатель совета французской ассоциации, занимающейся защитой прав темнокожего населения, - заявил в интервью газете Guardian: "Вы можете себе представить, что где-нибудь через 150 лет роль Барака Обамы в фильме сыграет белый актер со светлыми волосами? Или Мартина Лютера Кинга сыграет белокурый европеец". В официальном сообщении на сайте этой организации говорится, что утверждение Жерара Депардье на роль Александра Дюма следует считать свидетельством отказа Франции от продвижения темнокожих звезд на киноэкране и в СМИ. "Очень немногие из наших соотечественников знают, что Дюма был полукровкой, но создатели фильма решили вообще проигнорировать этот факт", - говорит Лозес.

Вдобавок сценарист "Другого Дюма" воплотил в своей работе весьма провокационную концепцию: в фильме истинным творцом незабываемых романов, вошедших в литературную историю Франции как предмет национальной гордости, представлен не писатель, а его безвестный помощник Маке.

"Дюма - это настоящий людоед, необузданный монстр. Он никогда не делал секрета из того, что на него работают другие", - цитируют "Известия" слова самого Депардье. А вот Бенуа Пульворд, сыгравший Маке, называет писателя "лентяем и бездельником", который писал исключительно ради денег и совершенно не был предан литературе.

Творческая судьба Огюста Маке довольно-таки печальна. Будучи талантливым писателем, он вынужден был пойти в литературное рабство к Александру Дюма, который зарабатывал продажей романов с продолжением в крупные журналы. До этого у Маке уже было написано несколько произведений, однако издателя, готового их напечатать, он найти не смог. Никто не хотел связываться с писателем, чье имя совершенно незнакомо публике.

Работая на Дюма, Маке придумывал сюжеты и писал романы, а его наниматель редактировал тексты, кое-что туда добавлял и передавал готовые главы в редакции журналов. В этом соавторстве были написаны "Три мушкетера", "Королева Марго", "Граф Монте-Кристо", "Виконт де Бражелон" и еще множество романов.

Неутомимый труженик Маке придумывал сюжеты и строчил романы. Получив почти готовый продукт, Дюма шлифовал текст, добавлял забавные детали и сдавал главы в газету. Плодом такой кооперации стали бессмертные труды - "Три мушкетера", "Граф Монте-Кристо", "Королева Марго", "Виконт де Бражелон" и десяток других. Труд Маке щедро оплачивался, однако его имя по-прежнему нигде не фигурировало. Недовольство "литературного негра" своей участью привело к конфликту, который дошел до суда. Маке требовал, чтобы его фамилия значилась на обложках романов рядом с Дюма, однако судьи его требованиям не вняли, поскольку в начале сотрудничества он подписал документ об отказе от претензий на авторство. Обиженный писатель проиграл три процесса и отчаялся добиться своего.

Творческий союз Дюма и Маке просуществовал в течение десяти лет, а потом распался. Знаменитый писатель нашел новых помощников, а его бывший подручный начал "сольную карьеру" - публиковал исторические романы под собственным именем. Эти книги пользовались успехом и хорошо продавались, принося автору немалые деньги, однако до наших дней ни один из них не дошел.

Обсудить