Боголюбово — рассадник ереси, считает член Богословской комиссии

Свято-Боголюбский монастырь во Владимирской области стал оплотом "опричного" еретического движения, считает Аркадий Малер, член Синодальной библейско-богословской комиссии и комиссии по преодолению расколов Русской православной церкви.

"Если называть вещи своими именами, то мировоззрение этого движения вообще не христианское, а скорее языческое и если в истории христианства были его аналоги, то это гностики-маркиониты раннего Средневековья, для которых весь смысл Нового Завета сводился к борьбе с Ветхим Заветом, так что не очень понятно, зачем с точки зрения этих еретиков вообще нужно быть христианином, если можно оставаться в родном язычестве и вообще никак не связывать себя с религией инородного происхождения?", — заявил А. Малер в интервью "Правде.Ру".

По мнению богослова, в околоцерковной среде уже очень давно и достаточно основательно набирает силу определенное идеологическое движение, которое он собирательно называет "опричным" или "неоопричным".

"Бессознательный маркионизм этих новых "опричников" идеально ложится на их пещерную родоплеменную психологию, движущую ими куда больше, чем слова Нагорной проповеди, и отсюда возникает вся их идеология, ключевыми положениями которой являются, с одной стороны, архаический миф об изначально святом и всегда во всем правом народном племени, а с другой стороны, такой же миф об изначально святом и всегда во всем правом народном царе, выражающем волю этого племени", — отметил он.

Читайте также: Боголюбово — пятно на церковной репутации

Как подчеркнул А. Малер, "ни Христос, ни Церковь в этой картине мира не нужны, но они вспоминаются только по принципу вынужденного двоеверия — раз тысячу лет наше племя исповедовало православие, то будем называть себя православными". "Очень важно заметить, что поскольку вся мировая история представляется здесь исключительно борьбой своего племени со всем миром, то насилие воспринимается в этом контексте не как неприятная вынужденная мера, к которой приходится прибегать в крайних случаях, а как самостоятельная, культивируемая ценность, как часть самой идеологии", — продолжил он.

"Именно этим экстремистские движения отличаются от неэкстремистских — для них насилие не составляет моральной проблемы, для них насилие это даже не естественный способ решения других жизненных проблем, а сама жизнь как таковая", — считает богослов.

По словам А. Малера, "мы имеем дело с идеологией, где не Иван Грозный или Сталин оцениваются с позиции христианства, но само христианство оценивается с позиции культа Ивана Грозного или Сталина. Очевидно, что для представителей этой идеологии не существует ни авторитета церковной власти, ни императива христианской миссии, и поэтому невозможно бесконечно надеяться на их исправление, пока они будут дискредитировать Церковь, иногда даже одним своим бутафорским видом".

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить