Экономист: Украинцы обнаружат, что падение Януковича не обернулось национальной революцией

О перпективах экономического развития Украины под руководством новых политических лидеров корреспонденту Pravda. Ru рассказал руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.

-Как бы Вы оценили нынешнюю ситуацию в экономике Украины и как на ней отразился государственный переворот?

-Я думаю, что украинцы смогут избежать дефолта. Вопрос в том, какой окажется цена этого. В Вашингтоне не заинтересованы в дефолте Украины, поэтому те деньги, которые необходимы для того, чтобы перекрыть текущие расходы, они найдут.

Но они будут предоставлены в виде кредитов, и по этим кредитам Украина будет нести двойные обязательства в виде ссудного процента, и кроме того, обязательства в виде бюджетной экономической политики. Бюджетная политика Киева, вероятно, станет очень жесткой еще до конца этого года.

Государственный фонд будут пытаться сокращать по всем направлениям, в том числе, региональные бюджеты будут резать, пытаясь получить средства от регионов, чтобы сконцентрировать их в Киеве. Регионы обяжут собирать больше налогов — налоговое давление на население будет увеличиваться. Киеву в качестве инструментов спасения предложен стандартный набор мер жесткой экономии, которые используются в ЕС уже несколько лет.

И результаты такой политики известны: произойдет повышение налогов и тарифов. В принципе, это уже сейчас наблюдается. Будет ликвидирована бесплатная медицина, которая до этого пусть и не идеально, но как-то функционировала на Украине. За счет уничтожения социальных гарантий будут пытаться получить дополнительные средства для того, чтобы выплатить долги западным кредиторам.

Поэтому украинцы в ближайшие полтора-два года обнаружат, что падение Януковича не обернулась национальной революцией, а напротив, страна попала под внешнее управление, которое будет осуществлять международный валютный фонд.

Я думаю, что европейский Центробанк будет играть очень большую роль в судьбе Украины, и, конечно, США.

То есть мы станем свидетелями того, как те же самые структуры, которые проклинают по всей Европе, будут навязывать Украине тактику жесткой экономии.

И экономическая ситуация будет плохой, со временем она будет лишь ухудшаться. А отделение Крыма здесь ничего в сущности не меняет — потому что не меняется сама тенденция, она как была запущена с момента вступления Украины в ВТО, так и остается в силе.

Единственное, что Украина все-таки могла бы противопоставить, это участие в Таможенном союзе. Но даже в этом случае никакого чуда ждать не приходится, потому что у ТС нет стратегии развития, есть разве что амбиции. У ТС просто нет стратегии генерации общего роста, и хотя Украина в данном случае оказалась бы в лучших условиях по сбыту своей продукции, но это все равно не избавило бы ее от кризиса. Тем более, что этот кризис, охватывает все постсоветское пространство, даже всю Западную и южную Европу, это общий кризис.

— Сильно ли ударила по экономике страны потеря Крыма и в частности Севастополя? Что может спасти Украину от дефолта, кроме кредита МВФ или уже поздно говорить об альтернативах?

-Потеря Крыма и Севастополя никак не отразиться на состоянии украинской экономики, потому что она и так находится в очень плохом состоянии. Поэтому потеря Крыма — лишь это успех для самого Крыма. У крымской администрации была только одна мысль — вырваться из украинского кризиса, социально-экономического и политического, в данном случае главную роль сыграли не какие-то внезапно проснувшиеся патриотические чувства сыграли роль, а именно рациональный подход.

Если бы Крым был бы потерян в момент роста украинской экономики, когда в нее шли бы инвестиции, капиталовложения, когда продукция Крыма — те же вина, — имела бы гарантированный сбыт, а также продажа туров на полуостров, вот в этой ситуации потеря Крыма действительно была бы сокрушительным ударом для Украины.

Но в сложившейся ситуации удар нанесен скорее по репутации Украины, и просто сводит на нет авторитет нового правительства страны, оно выглядит абсолютно беспомощным.

Обсудить