Константин Калачев: Обаме не сломить Путина языком угроз

Политолог и руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал, чем обернутся для России новые санкции США.

— В среду государственный секретарь Джон Керри заявил, что Москва должна остановить поток оружия через границу, и призвал Путина публично потребовать от "сепаратистов" "сложить оружие". Обама опять звонил Меркель и Олланду и договорился объявить о санкциях в области энергетики и " ограничении доступа Москвы к мировым финансовым рынкам" на саммите ЕС 26-27 июня (в эти дни). Путин сказал в Вене, что мирные переговоры — это не значит разоружить Восток, поэтому вряд ли пожелания американцев будут выполнены. Значит, санкции объявят? Что значит ограничить доступ к финансовым рынкам? Это возможно?

Будут проблемы с кредитованием. Я считаю, что граница должна быть закрыта с обеих сторон за исключением гуманитарных коридоров. До тех пор, пока есть поставки оружия, трудно ожидать, что ополченцы воспримут мирный процесс всерьез.

Проблема в том, что для войны достаточно одной стороны, а для мира нужны обе. Если обе стороны будут только изображать мир, все начнется заново. Здесь кто-то должен демонстрировать добрую волю.

Другое дело, что язык угроз — не самый лучший язык, и я думаю, что угрозы санкциями во многом не вызывают жесткую реакцию, потому что очевидно, что наш президент показывает своим поведением, что прогибаться ни подо что не готов.

Чем больше действий, тем больше противодействия, чем больше давления, тем больше желания продемонстрировать независимость, способность противостоять любому давлению, и тем больше желания сделать наоборот.

Это печально. Если возникнут проблемы работы компаний на внешних финансовых рынках, будут и проблемы частного бизнеса. До тех пор, пока не будет объявлен мирный процесс, помощь, в том числе и вооружением, оправдана.

Предложение Порошенко к миру воспринимается не серьезно, и многие считают это попыткой выиграть время с одной стороны, и улучшить свое позиционирование на Западе, с другой. Но без доверия ничего не получится.

— Вчера Торговая палата США и Национальная ассоциация производителей — спонсор Обамы на выборах, заявили, что потенциальные санкции против российской энергетики, обороны и финансового сектора могут повредить американским предприятиям и привести к сокращению рабочих мест. Это серьезный протест? Он сможет вразумить Обаму?

— Мне кажется, эти самые санкции окажутся, в основном, на бумаге. Европейские страны рассматривают, в первую очередь, свою собственную выгоду, а во вторую — геополитический интерес США или позицию блока НАТО.

Даже участники этого блока, когда речь заходит о возможных потерях в отношениях с Россией, как правило, демонстрируют вполне рациональную позицию. Здесь многое будет определять реальность санкций со стороны Германии, которая является лидером европейского сообщества. Пока взгляды Меркель на этот вопрос и взгляды немецкого бизнеса расходились.

Обама не является ярым радикалом. Если бы мы имели дело с реинкарнацией Рональда Рейгана, уже давно бы все было иначе и намного жестче. Обама — человек умеренных взглядов, который хочет напоминать миротворца, и в этом смысле я не считаю его воплощением зла, каким его пытаются изображать.

Он не представляет крайние взгляды США, а их представляют совершенно другие политики, в том числе, которые готовы бросить вызов Обаме на выборах президента. Здесь есть интересы бизнеса, но я полагаю, что в данном случае речь идет о том, что информация доводится до сведения президента, но какие-либо последствия в виде изменения курса возможны только тогда, когда, для Обамы во многом важнее интересы американцев.

Его американская политика и рейтинг — самое главное. Он будет руководствоваться соображениями, где он больше приобретет, и где потеряет. Если позиция Торговой палаты США совпадает с мнением большей части американского общества, это все будет воспринято всерьез. Если это мнение отдельных бизнесменов — это другая история.

— Кто руководит президентом США, если даже американский бизнес против этих санкций? Или это его собственные неудачные действия как политика?

— Руководит он сам с желанием сохранять популярность среди населения. Это все мы изучали когда-то на курсах Марксизма и Ленинизма, но все намного сложнее, чем нам рассказывали на уроках истории. На самом деле, есть геополитический интерес США, которым руководствуется Обама, есть желание сохранить общественную поддержку, мнение избирателей.

Понятно, что мнение избирателей можно формировать, чтобы избираться, нужны деньги на кампанию.

— Не являются ли это санкциями лично против Путина? Почему Обама так недолюбливает российского президента?

— Личная конкуренция между Обамой и Путиным существует, это мужская конкуренция за симпатии мирового общественного мнения. Когда разные зарубежные СМИ объявляют Путина политиком года, Обаме должно быть обидно.

В этом смысле дружеские отношения у них не сложились, как у Путина с Берлускони. Это два совершенно разных архитипа политиков. Различная конкуренция тоже играет роль, Обаму часто сравнивают с Путиным, говоря о его мягкотелости, считая Путина воплощением истинного лидера.

Обсудить