Николай Селенков для Pravda.Ru о профессиональном образовании в России. Новости общества. Правда.ру. 2014

Николай Селенков: Производство должно вкладывать деньги в подготовку специалистов

Министерство образования и науки ведет активные реформы среднего и высшего образования, однако тема профессионального технического обучения, очень важная для развития России, отошла на второй план. Директор политехнического колледжа №13 им. Овчинникова Николай Селенков рассказал Pravda.Ru о том, как ситуация с профессиональным образованием обстоит сейчас.

— Как вы считаете, восстановили ли мы утраченное со времен СССР в этой области?

— По вопросу профтехобразования говорить не очень легко. Мы понимаем, что из-за отсутствия профтехобразования может остановиться экономика страны, промышленность, машиностроение, сфера услуг. Потому что школьное образование — оно было, есть, оно и будет.

Вот сегодня в учебных заведениях у нас есть такой конкурс "Московские мастера. Станочник". Раньше у нас были и по 25 участников. Но в последние годы у нас было восемь учебных заведений, сейчас осталось шесть, где готовят станочников. То есть, видите, необходимые рабочие профессии, в том числе оборонные профессии, о технологическом значении которых говорили и Медведев, и Путин, что надо поднимать эти профессии, они в Москве уменьшаются.

Может быть, в других местах их становится больше, но навряд ли, потому что это профессии, которые требуют хорошей материальной базы, дорогостоящего оборудования. Москва может купить это оборудование, а другие города — найдут ли средства, чтобы купить это оборудование на сегодняшний момент, когда и доллар, и евро сильно подскочили? Поэтому этому надо уделять большое внимание.

И правильно, что сейчас делает государство — мы получили программу Путина, это большой толчок дало профессиональному образованию. И я на себе испытываю, например, я получил хорошее оборудование, на котором можно проводить уникальные операции. Вот сегодня конкурс "Московские мастера. Станочник", а завтра будет конкурс "Московские мастера" в другом корпусе — ювелир — там шикарное оборудование!

— Что нужно сделать, чтобы у нас опять появились рабочие-мастера-профессионалы?

Нужно опять вернуться к программе Путина "Рабочие кадры", отбирать… Просто мало учебных коллективов, которые получили это оборудование, тем более, что даже кто получил, получили мы как раз на ходу, когда не знали мы, как с ним работать. Получали оборудование, станок стоит два миллиона рублей, там, три миллиона рублей, и на два миллиона надо дать обкатку, потому что если нет обкатки — эталоны чистоты и качества обрабатываемой поверхности не будут соответствовать нормам. И работать этот станок не будет, вы понимаете? Пришлось потом закупать, тратить на это время. Мы были как слепые котята. А вот сейчас уже работают разные станки, сейчас бы, конечно, справились меньшими финансовыми затратами.

Профессиональное образование сейчас без материальной базы существовать не может. Технологии меняются, программное обеспечение меняется. Сейчас компьютер, допустим, стоит 1000 долларов — 30 тысяч, а программное обеспечение может 300-400 тысяч стоить на этот компьютер, поэтому нужны все равно вливания на усиление учебного процесса.

— А новые колледжи — насколько они соответствуют запросам времени?

Вот сейчас новый 55-й колледж открылся, там ничего не надо вкладывать, он идет как бы под ключ. Туда новое оборудование завозится, новая мебель, самая современная, там лифт, там бассейн, там тренажерный зал, там антивандальные унитазы, умывальники, сиденья, именно антивандальные, знаете, сделано с умом. Очень много технологического оборудования. Ну, современное здание, что там говорить!

Мы это делаем у себя. Но это все делается как бы своими силами — видеонаблюдение, охрана хорошая, самая современнейшая пожарная сигнализация. Может быть, в других местах еще и не делают это, а мы сейчас делаем сами, а это все накладывает проблемы.

— Остались ли сейчас у промышленных предприятий в России связанные с ними ПТУ, которые обеспечивают их кадрами?

— Раньше при каждом предприятии было свое ПТУ. Я давно в образовании работаю, и тогда в Москве было больше 200 учебных ПТУ, и каждое ПТУ было при заводе. Это было экономически выгодно, когда был СССР, почему? Потому что заводы делали ремонт в этом здании, от заводов шло тепло, электроэнергия, вентиляция. Я рассказываю о том учебном заведении, где я работаю. Мы получали инструмент, оборудование, комплектующие, мы заключали договора с предприятием по ремонту оборудования.

Сейчас этого нет, потому что крупные предприятия развалились — ЗИЛ — завод Лихачева. ГПЗ, в Москве было много было ГПЗ. Сейчас их уже вообще нет, поэтому предприятий нет. Вот сейчас я выпускал учеников, допустим, выпускали 150 человек на одно предприятие. И директор завода говорил: "Давай еще больше". Сейчас я выпускаю 350 учеников на 80 предприятий, потому что нет таких монстров, как раньше, как Станколиния, завод Лихачева там, "Красный пролетарий", ГПЗ — раньше были такие монстры, еще много таких заводов было. Они и два учебных заведения проглотят, и мало будет, а сейчас такого нет. Вот 360 человек идет на 85 предприятий

Но все равно мне повезло — мы готовим рабочих-станочников — токари, фрезеровщики, электромонтеры, радиомонтажники — такие профессии. Они востребованы на рынке труда, у меня заявки на пять лет вперед и по всем профессиям. Сколько подготовили — столько возьмут, но единственное, что плохо, что никто не хочет платить за эту профессию. Вот ты хочешь получить работника — заплати учебному заведению, создай материальную базу. Никто не хочет. Может, когда-нибудь к этому придем, а может быть, государство решит, чтобы предприятие занималось своим делом, как это было раньше в СССР, а мы занимаемся своим делом. Это правильно вообще, в принципе.

Олег Смолин: Ликвидация ПТУ может привести к кадровому кризису

Обсудить