Александр Рар для Pravda.Ru об информационной войне между Россией и Западом

Александр Рар: С начала 2000-х Россия и Запад разошлись в информационном поле

Журналист-международник, научный директор германо-российского форума Александр Рар в комментарии Pravda.Ru считает, что информационная война между Россией и западными странами, которая развернулась на фоне украинского кризиса, имеет не только политическую подоплеку, но и мировоззренческую.

— Согласны ли вы с мнением, что главная война сегодня разворачивается в информационном пространстве?

Я думаю, да. Если бы мы жили 100 лет тому назад, то, думаю, из-за Украины началась бы настоящая война, между Западом и Россией. Но, поскольку в нынешнем мире 21 века есть государства, которые обладают ядерным оружием, фактически Европа отказалась от своей армии, то сопротивление, баталии, конфликты ведутся в основном информационными средствами, которые доведены до совершенства.

И действительно, мы имеем дело с попытками пропаганды собственного населения, собственного информационного пространства, попытки проникнуть этой пропагандой на территорию противника, это тоже абсолютно видно, и ясно, с двух сторон ведется. И в тоже самое время есть попытки дезинформации, на это брошены большие деньги. Есть пиар-агентства, которые этим со всех сторон занимаются. Да, я согласен с вами, что у нас были вот эти конфликты, и они нагнетаются примерно на 70 процентов в СМИ, то есть информационными коммуникациями.

— Если подробнее остановится на методах информационной войны, какими именно Запад пользуется?

Запад пытается продвинуть свою точку зрения, считает себя правым, потому что в информационном пространстве Запада своя правда, косовская правда, которую Россия отвергает, но, вы меня правильно поймите, Россия по сути делает тоже самое.

Самый лучший пример — это вопрос о том, насколько в Киеве происходит фашистизация страны, это самый яркий пример. Конечно, в российских СМИ или на востоке Украины складывается впечатление, что весь Майдан был куплен фашистами, и на Украине во главе страны стоят бандеровцы с фашистами. Это вызывает сначала отторжение со стороны очень многих людей, потом злость, потом ненависть, потому что в памяти очень многих людей битва против фашистских захватчиков, которые напали больше 70 лет назад на СССР, осталась в воспоминании людей. Поэтому, конечно, факт появления, фашисткой символики со стороны Партии свободы, конечно, вызывает гнев, осторожность и даже страхи у восточно-украинского населения и в России.

А на Западе преподносят картинку совсем по-другому, там, в основном, торжество демократии. Все по-другому описывается, на Западе считается, что эти революции среднего класса, оранжевые революции, арабская весна, что это проявление населения, что они хотят свободу, борются с коррупцией, гонят в шею коррумпированных диктаторов. Для них это священная правда, потому что, конечно, люди должны быть более свободными и менее угнетенными. Это западные психология и идеология, внешняя политика ценностей, которая сегодня преобладает над политическими интересами Запада.

Поэтому, тут ничего нельзя сделать, мы может только констатировать факт, что есть две точки зрения на очень сложный конфликт, в каком-то сегменте мы друг друга понимаем, где-то мы находим золотую серединку, где-то есть повод соглашаться, что да, может быть, у вас своя правда, у нас своя правда. Вы поймите нас, а вы поймите нас.

Читайте также: Эксперт: Информационная война ведется как со стороны России, так и со стороны Запада

"Задача выстоять в информационной войне для России не главная"

Аркадий Мамонтов: Чтобы понять правду о ситуации на Украине, надо научиться анализировать

Историк: Запад использует информационные войны с начала ХХ века

Мы сейчас на стадии отмежевания друг от друга, вместо того, чтобы в сложных ситуациях вести диалог и понять другую точку зрения. Самое лучше было бы, конечно, провести объективное расследование того, что происходило на Майдане в ночь с 21 на 22, но мы не можем, киевское правительство не хочет делать. Россия настаивает на своем, чтобы провести расследование, абсолютно объективное, чтобы такую миссию на Украину послать, которая там бы две недели поработала и собрала бы все нужные материалы, чтобы написать потом совместную историю того, что произошло на Украине за последние несколько месяцев.

— Как распознать, где правда, а где ложь, как вычислить информационные вбросы?

Они уже стали частью мировоззрения, хотя не думаю, что основное влияние имеет то, что там кто-то сидит и специально публикует какие-то специально фальсификационные действия, чтобы настраивать людей на какие-то провокации, в разных там Ютубах, которыми можно засорять умы людей.

Я думаю, что главная проблема и вопрос в другом, в разных информационных полях, я не хочу говорить, что это пропаганда, просто разные информационные поля, разные правды, разные мировоззрения, разные духовные и мировоззренческие убеждения, они создавались уже несколько лет назад. Мы размежевались — Запад и Восток, Европа размежевалась на протяжении последних 10 лет, я бы сказал. Причем, в 90-е и в начале века у нас было общее информационное пространство, мы соглашались и не соглашались, были казусы чеченской войны, Косово, но в принципе, у нас была единая оценка того, что происходит в Европе и мире.

Сейчас я вижу размежевание, и поэтому даже не нужно прибегать к фальсификациям, просто люди верят, что они пишут, с той и с другой стороны, в свою правду, поэтому так трудно сейчас найти какой-то общий знаменатель, с которым все согласятся. Разговаривать уже невозможно, каждый просто напирает на свою правду.

Я понимаю в этой связи и российские обиды на Запад, что Запад бомбил Югославию, поскольку это абсолютно не по международному праву происходило. То, что Запад винит одного Милошевича, так же как и одного Асада во всех проблемах Сирии, это вызывает возмущение не только в русских правящих кругах, но и в обществе.

Еще с прошлого века существует, особенно в странах бывших странах Варшавского договора, генетический страх повторения российской "оккупации" Российской империей, которая воссоздается. Поэтому никого не нужно оплачивать, никого не нужно убеждать, у людей просто рефлекс появляется, как только Россия бренчит оружием, или показывает свою силу, то возникает сотни и тысячи людей, слава Богу, не с оружием в руках, как было бы 100 лет тому назад, но с пером, с компьютером, которые начинают просто день и ночь писать, писать. Или такие же опасения с противоположной стороны и по нарастающей.

 

Обсудить