Эксперт: Версия об уничтожении малайзийского "Боинга-777" в спецоперации имеет право на существование

Согласно информации Австралии, у берегов этой страны были найдены обломки самолета, которые могут принадлежать пропавшему авиалайнеру компании Malaysia Airlines. При этом отмечается, что двадцать пассажиров на борту пропавшего малазийского лайнера были сотрудниками американской компании Freescale Semiconductor, которая в том числе занимается технологиями невидимости для радаров. Интересно, что через четыре дня, после исчезновения рейса МН 370 Freescale получил патент на новую технологию невидимого самолета.

Кроме того среди пассажиров отмечены еще 5 высокопоставленных сотрудников компаний, занимающихся высокими технологиями. Это China Telecom, Business Machines Corp., Austin-based Freescale, International Business Machines (IBM), ZTE Corp., and Huawei Technologies Co. Combined, занимающихся в том числе правительственными разработками. Например, недавно было подписано соглашение о прокладке подводного кабеля из оптического волокна Sea-Me — We-5 протяженностью 20000 километров из Сингапура в Европу, который мог бы обезопасить Китай от слежки АНБ, деятельность которой была разоблачена Сноуденом.

Насколько правдоподобны эти версии, то есть убийство ответственных лиц с целью наживы или похищения государственных секретов, Pravda. Ru рассказал заместитель главного редактора журнала "Авиапанорама", генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ, независимый эксперт Владимир Попов.

- Что вы думаете по поводу версии о намеренной спецоперации в отношении исчезнувшего малазийского самолета?

- Деньги делают все, за них могут удавиться, особенно в наше время. Если у нас в России это распространено сплошь и рядом, то что говорить о "диком" Западе, который мы усиленно хвалим последние 25 лет и хотим походить на него. Такая версия в принципе возможна, что самолет был уничтожен вместе с теми пассажирами, которые были ни в чем не виноваты. Это, наверное, уже 12-ая версия по поводу различных ситуаций.

Когда сбили "Боинг-747", идущий под флагом Южной Кореи в 1983 году, команду сбить самолет дал Корнуков, будущий главком ВВС, генерал армии, который тогда командовал корпусом ПВО на Сахалине. Южнокорейский самолет вошел в наши территориальные воды на Сахалине и уже прошел Камчатку и Курильские острова, после чего его сбили.

Когда стали искать тела, нашли обломки, документы, вещи какие-то плавали, а вот людей мы не нашли до сих пор. У нас нет официальных подтверждений, что они там были. Ведь трупы должны быть или хотя бы фрагменты тел, а мы тогда не нашли. Предполагают, что было бурное море, течение подводное очень сильное, много рыб. Но у нас нет акул, это холодное море, было бы в Австралии — сказали бы, что трупы сожрали акулы, а у нас нет таких рыб больших.

Наша версия была, что южнокорейский самолет шел с чисто разведывательной целью из Анкориджа (Аляска) в Сеул. А где они уничтожили своих пассажиров или переодели и оставили в других странах, с другими паспортами… Не исключено, что поработали спецслужбы, а человеческие судьбы никого не интересуют. Если очень хорошо проработать операцию, людей можно подменить, или посадить самолет и потом их где-то пересадить и так далее. Но я думаю, этим не занимаются, проще убить.

— Что вы думаете по поводу версии, что целью теракта мог быть один из пассажиров — исполнительный директор ChinaTelecom Хуалянь "Happy" Чжан, вице-президент отдела сетевого планирования для China Telecom Global, который возвращался после подписания соглашения по строительству подводного кабеля из Сингапура в Европу?

Он был маленький человек ради того, чтобы из-за него убирать всех. Его бы убрали в автокатастрофе без проблем. Нет, это небольшая величина для ГРУ или ЦРУ, есть много способов, которые действуют очень локально.

Более вероятно то, что они избавились от авторов и получили их права. Ведь они вместе все оказались, 4 или 6 человек сразу, кто претендовал пожизненно получать денежное содержание, а кому-то это невыгодно оказалось, вот это первое. Второе, может быть, что были заинтересованы круги, близкие к Пентагону, чтобы убрать "концы в воду", действительно в воду, в океан, в прямом и переносном смысле. То есть эта идея хорошая, на поверхности просто находится.

Чтобы подтвердить эту версию, надо обладать информацией. А не обладая такой информацией говорить голословно — нецелесообразно. Просто как версия, да, вполне могло быть. А говорить, что мы склоняемся к одной из этих версий и однозначно хотим ее подтвердить, думаю, что не надо, будет неправильно.

Сегодня много вопросов к этой проблеме, и вот в чем дело: ведь можно было следы оставить, что катастрофа действительно была. А тут и следов нет, с 7 числа начали работать, сегодня у нас уже 20, и никаких следов нет. То там увидели обломки, потом выяснилось, что они не те. То ближе к Вьетнаму, то ближе к Австралии, а все не то пока.

Конкретно можно сказать, что этот борт был, можно только после того, как мы обнаружим какие-то идентификационные номера двигателей или фюзеляжа, или даже АРБ. АРБ — это автоматические аварийные радиобуи, которые должны были дать аварийный сигнал, но они могли быть не приведены в готовность, халатность везде бывает. Они должны в автоматическом или полуавтоматическом режиме сработать при первоначальном ударе, о воду там, или при пожаре, а у нас нет таких сведений.

Хотя, опять же можно привести аналогию. 1 июня 2009 года в Атлантике упал французский борт А-320. Первые обломки нашли только через 10 дней, и когда прошло расследование, то оказалось, что причина была в экипаже. Сегодня он состоит из двух человек. Раньше экипажи были из 6 человек, из 4, то есть два пилота сидели, штурман, бортинженер, а то и радист, и борттехник. Это экипаж кабины, который обслуживал работу воздушного судна. Не стюардессы, те, кто обслуживают пассажиров.

Читайте также: Поиски пропавшего Boeing-777 продолжаются, несмотря на найденные в Австралии обломки

Сегодня в кабине сидят два человека. Чем это грозит? Человеческая усталость. Во время длительных рейсов предусмотрено полтора-два часа сна для пилота. Второй пилот сидит в это время на кресле, а первый может сидя спать или уйти в салон. И вот тот, кто остался "у руля" тоже может невольно задремать, "сморило", как мы говорим. А в это время идут отказы техники, и никто на них не реагирует.

Так и было с А-320 французских авиалиний, который упал в Атлантике. Он упал в воду из-за того, что были отказы приемников воздушного давления, это датчики, которые принимают поток для того, чтобы показать скорость и высоту полета. А там же машина работала, компьютер считал, отказ этот определял долгое время. А летчик вмешаться не мог, он спал скорей всего. Один спал за штурвалом, второй — в кабине отдыха. И они очнулись, наверное, только перед ударом.

Спасатели мировой поисковой системы нашли АРБ и "черные ящики". Расшифровали их и только через три года узнали истину. А до этого также выдвигались несколько вариантов, что был предумышленный угон, захват воздушного судна, что ушел не в ту сторону, на Фолклендские острова, сел там и был продан. А оказалось, что упал.

Версия об устранении авторов изобретения технологии невидимого самолета очень хорошая, она имеет место быть, потому что там большие деньги связаны с системой РЭП, радио-электронной борьбы и обеспечения уменьшения видимости объектов. Да они почти из области фантастики! Но сегодня слежение за воздушными суднами осуществляется не прямым, а косвенным образом. Раньше мы наблюдали за своими объектами с помощью локатора. Локатор облучал объект, от него получал ответ и, соответственно, информацию на экране.

Сегодня действует система двойного действия с целью экономии сил и средств. К самолету идет очень слабый импульс, запускает в самолете автоматический ответчик, тот большим импульсом отвечает на этот запрос, они оба встречаются где-то над океаном на большом расстоянии, и только потом передается сигнал. Получается вторичная радиолокация, и она достаточно каверзная. Бывают завуалированные отказы не прямого получения информация, которая к тому же запаздывает.

Информация прошла недавно, что малайзийский самолет за 12-15 минут до того, как он провел последнюю радиосвязь, уже якобы сменил курс полета, а сам доложил по-старому. Сделал это командир умышленно, или случайно так получилось? Может быть, он дремал, и когда подошло время доклада, не посмотрел толком, как у него в табличке написано, так и доложил: все спокойно, курс такой-то. А потом посмотрел — о, дублирующий прибор показывает по-другому! Но пока он разбирался, что-то там случилось дальше. Произошел теракт, или он был обезврежен, принимались какие-то другие ситуационные возможности к нему, может, и сам он решил уйти, — кто его знает.

— Есть версия, что накануне вылета кто-то сделал перепрограммирование систем…

Да, это запросто может быть, их не проверяют. Командир приходит к штурману, получает флешку, обеспечивающую полет, и расписывается за нее. Он может, конечно, проверить ее на компьютере, посидеть где-то час, прогнать все. Но они уже летают как извозчики, часто по маршрутам одним и тем же, друг друга знают наперечет.

Поэтому он приходит, взял, допустим, флешку под номером 17, и сказал: да, это полет до Пекина. Пилот сел в самолете, подсоединил ее, основные пункты полета до Пекина проверил. А то, что там могли быть какие-то сопутствующие, вирусы, как в компьютерах, это уже второй вопрос. И какой-нибудь "троянский конь" мог там оказаться.

И мог быть запасной вариант как аварийный. Не исключено, что погода испортилась, и чтобы не менять полностью основной маршрут, пилот может включить дополнительные функции, например, обход грозы слева, 50 км, или справа 100 км. И летчик докладывает, а сам кнопку нажимает, и машина сама его обводит спокойно, потому что на локаторе это есть. Вот такой вариант мог включиться, и пилот, в общем-то, проморгал его, потому что он дремал.

А тут автоматически вирус прошелся. И отказы там другие, что-то еще. Ком этих событий мы не раскрутим до того, как найдем "черные ящики", регистрационную аппаратуру, где точно написаны скорость, высота и курс, речевой самописец и так далее.

Читайте последние новости о самолете Боинг 777 малайзийских авиалиний: На поиски малазийского "Боинга" в Индийском океане отправились восемь самолетов