Николай Котляров: Китай будет сотрудничать с Россией, обходитя давление Запада. Мнение эксперта о российско-китайских отношениях. Правда.РУ. 2014 год

Николай Котляров: Китай будет сотрудничать с Россией, обходя давление Запада

Директор российско-китайского центра финансового университета при правительстве РФ Николай Котляров в интервью корреспонденту Pravda.Ru дал оценку отношениям России и Китая.

— Владимир Путин 20 мая прибыл в КНР, чтобы подписать ряд соглашений с китайскими партнерами и объявить о ряде новых инвестиций в таких секторах, как туризм, логистика, инфраструктура, добыча природных ресурсов. Прямо целый фейерверк инвестиционных проектов: это и мост через Амур — 400 миллионов, и московское метро — два миллиарда и автомобильный завод в Тульской области и миллиард долларов в туризм.

Это в несколько раз больше, чем заявленный фонд Российско- китайского инвестфонда — в один миллиард долларов. Почему вдруг такая активизация китайского бизнеса? Россия дала зеленый свет? Почему тогда раньше его не было?

— Сотрудничество России и Китая длится давно. Китай — основной ведущий партнер уже несколько лет. Наш товарооборот с Пекином составляет почти 90 миллиардов долларов. По этому показателю КНР стоит на первом месте. Сотрудничество идет, и инвестиции есть. Стоит задача развивать дальний регион Востока Сибири с участием китайских компаний.

Осенью состоялся визит Медведева, тогда подписали целый пакет соглашений, так что это не неожиданность. Другое дело, что события на Украине заставляют немножко активизироваться. Но, насколько я знаю, вопрос больше по цене на газ, по которому не получается договориться в течение 10 лет. Медведев во время визита в начале ноября в Китай, договорился, что цена на газ будет привязана к стоимости нефти.

Сейчас должны подписать соглашение. Было заявление Миллера, что соглашение будет подписано. Переговоры идут с 2004 года и расхождения в ценах там были достаточно приличные. Пойдет ли российская сторона на уступки, скоро станет известно.

— Китай и Россия также собираются вести совместные разработки в научной сфере, например в самолетостроении. Налицо бурная деятельность. Повлияет ли это все на санкционный настрой Запада в отношении России?

— Возможно, и санкции Запада влияют на активизацию России в этом направлении, плюс Китай заинтересован в диверсификации поставок энергоносителей, чтобы уйти подальше из зон Персидского залива. Взаимный интерес налицо, сотрудничество продвигается.

С точки зрения экономической безопасности надо максимально продвигаться в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Очень важная задача — строительство транспортных коридоров на Дальнем Востоке. Железнодорожный мост крайне необходим, в свое время там решили построить в районе Нижнеленинска, но так и не построили. Это, конечно, расширит товаропотоки.

Сейчас все упирается в отсутствие транспортных коридоров. Надо решать задачи строительства железнодорожного моста, через Благовещенск — там только понтонный мост.

— Перейдет ли Китай от политики "молчаливой поддержки" к более открытой поддержке действий России?

— Китай — абсолютно самостоятельная страна, проводящая независимую внешнюю политику. С другой стороны, у китайцев тоже большие интересы. На Западе — инвестиции, основной торговый партнер — США. Объем товарооборота больше примерно в шесть раз, чем с нами. Поэтому, сильно напрягать отношения они не будут.

С другой стороны, китайско-американские отношения не простые. Они будут выстраиваться по всем направлениям. У них гибкая внешнеполитическая линия. У нас с ними стратегическое партнерство, много точек соприкосновения и по внешней политике, экономике. Отношения будут развиваться поступательно.

Были китайские делегации в Крыму. Речь идет о строительстве портовых сооружений, о кластерах, в том числе, и рекреационных, в области сельского хозяйства. Китай будет сотрудничать с Россией, обходя давление Запада. Но, я повторяю, они самостоятельны, в отличие от европейских стран.

— Каковы перспективы военного союза между РФ и Китаем?

— Наше стратегическое партнерство ни к чему не обязывает. У нас есть взаимные интересы по строительству многополярного мира, региональные конфликты, в рамках ШОС, борьба с терроризмом и так далее. Но я не думаю, что у нас будет военный союз, который предполагает, что мы возьмем друг друга под ядерный зонтик. Это когда на кого-то нападают, вторая сторона заступается.

Может, ситуация в мире заставит нас и Китай двигаться в этом направлении. Но пока Китай на это не пойдет, России это точно не нужно. Военно-техническое сотрудничество будет развиваться, совместное производство, учения. Не думаю, что это приведет к военному союзу.

Читайте другие материалы по теме:

Михаил Конаровский: Спекуляции на тему китайской экспансии на Дальний Восток и Сибирь только сеют недоверие

Путин сделал в Китае невозможное

Андрей Островский: В условиях санкций Россия должна развивать более тесные отношения с Китаем

Бронислав Виногродский: России надо серьезнее и уважительнее относиться к Китаю

Обсудить