Михаил Нейжмаков: Претензии ЕС к "Южному потоку" – всего лишь часть торга с Россией. Мнение эксперта о визите Путина в Нормандию и строительстве "Южного потока". Правда.РУ. 2014 год

Михаил Нейжмаков: Претензии ЕС к "Южному потоку" – всего лишь часть торга с Россией

Руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал о визите Путина в Нормандию и о будущем "Южного потока".

— На минувшей неделе Франсуа Олланд пригласил Путина в Нормандию на празднование высадки союзников в 1944 году и открытия второго фронта. Это с вашей точки зрения было согласовано с США? Или это поступок?

— Приглашение Путина в Нормандию явно не грозило Олланду изоляцией. Прежде всего, кроме французского президента с главой России встречались и другие ведущие европейские лидеры — Ангела Меркель и Дэвид Кэмерон. Да и переговоры между представителями России и США в Париже все равно состоялись — только на уровне глав дипломатических ведомств Сергея Лаврова и Джона Кэрри.

До настоящего разрыва между Россией и США еще очень далеко. Скорее всего, приглашение российского президента на торжества в честь "Дня Д" — изначальная позиция Парижа, получившая прямую поддержку коллег по ЕС и негласную — со стороны США.

И не будем забывать, что для США и ЕС Россия важнее Украины. Показательно, что в числе приглашенных в Нормандию иностранных руководителей изначально не было лидеров Украины, а победивший на президентских выборах Петр Порошенко получил приглашение во Францию практически в последний момент.

Между тем о намерении пригласить на данные торжества Владимира Путина французская сторона заявляла еще в начале мая (вспомним, например, поддержку этого решения, которую высказал министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан). В 1994 году на торжества в Нормандию "забыли" пригласить Бориса Ельцина, но 90-е — это "дно" падения влияния России в мире. С тех пор ситуация серьезно изменилась, и Москву уже нельзя игнорировать.

— Олланду пришлось поужинать дважды — с Обамой и Путиным, было бы смешно, если бы не было так грустно. Почему была не запланирована встреча Обама — Путин?

— Маршруты Обамы и Путина во Франции все же пересеклись. Например, оба лидера приняли участие в официальном обеде глав государств и правительств, входившем в программу торжеств. Если же говорить серьезно, Обама отказывался от встреч с Путиным и до украинского кризиса.

Например, летом 2013 года было объявлено об отмене намеченного на сентябрь визита американского президента в Москву. Тогда это связывали с предоставлением убежища в России Эдварду Сноудену и разногласиями между Москвой и Вашингтоном по сирийскому вопросу.

Тем не менее, ни к какой холодной войне это не привело, как и не помешало Москве сыграть ключевую роль в начале осени 2013 года в переговорах по Сирии. Вот и сейчас контакты между Москвой и Вашингтоном на уровне официальных лиц продолжаются. Украина имеет для США определенное значение, но оно не так велико, чтобы разорвать любые официальные контакты с Москвой.

— Обама дал Путину ультиматум на месяц — изменить политику в отношении Украины. Да и Олланду дал ультиматум в виде штрафа в 10 миллиардов Банку BNP Paribas, Франция пригрозила затормозить переговоры об трансатлантическом союзе, Олланд еще раз отказался приостанавливать поставки Мистралей РФ. Прокуратура Германии открыла уголовное дело о прослушивании Меркель. Это начало некоего неповиновения?

— Франция любыми путями хочет избежать разрыва сделки с "Мистралями" именно потому, что понесет в этом случае долговременные геополитические потери. Мировой опыт свидетельствует — уйти с рынка вооружений в той или иной стране легко, вернуться куда сложнее. Необходимость закупки комплектующих для вооружения, обучения военных обращению именно с этими марками оружия подталкивает покупателя сотрудничать именно с данным производителем. И дело здесь не только в корпоративных интересах ВПК. Поставки оружия в ту или иную страну — важный инструмент для влияния на нее, которого ни одна держава не хочет лишиться.

Цена "возмущению" европейских лидеров из-за информации о работе в странах ЕС американских спецслужб хорошо видна по прошлогодней истории с самолетом Эво Моралеса. Напомню, что боливийский президент, как считалось тогда, должен был вывезти на своем самолете Эдварда Сноудена, которому мир обязан разоблачением американских спецслужб.

В итоге та же Франция, президент которой до этого публично осуждал методы американских разведчиков, закрыла для этого самолета свое воздушное пространство. И причина в данном случае не только в нежелании европейцев портить отношения с Вашингтоном. Просто, по данным того же Сноудена, спецслужбы многих стран ЕС были "на подхвате" у американского "старшего брата". И, по словам того же перебежчика из АНБ, разведка и контрразведка Германии также сотрудничали с американскими коллегами в вопросе слежки за пользователями интернета.

Таким образом, и нынешнее расследование о прослушивании Меркель, начатое в ФРГ, не более чем игра на публику. Показательно, что именно немецкие депутаты от правящей партии ХДС не так давно отвергли возможность допроса Сноудена на своей территории по делу об электронной слежке за гражданами ФРГ.

Страны ЕС в отношениях с США давно ведут себя в стиле "домашних" подростков, иногда решающихся на "бунт" против родителей, но при первых же неприятностях бегущих к старшим родственникам с просьбой о помощи. Как показывает опыт, охлаждение между ведущими игроками ЕС и их заокеанским союзником может быть более-менее длительным, но все равно временным, не разрушающим их стратегического партнерства.

— Чем объяснить экономическую и политическую зависимость Европы от США? Например, очевидно, что "Южный поток" выгоден Европе и странам, участвующим в проекте, тем не менее, ЕС упорно пытается этот проект закрыть.

— Европейцы действительно зависимы от США в ряде вопросов, например, в сфере безопасности. Собственно, ЕС так и не смог отстроить собственных эффективных структур безопасности, не связанных с США. Хотя после окончания холодной войны говорилось об этом немало, и еще в 1999 году назначение верховным представителем ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы, перешедшего на этот пост с должности генсека НАТО, связывали именно с такими задачами.

Однако военные конфликты последних 20 лет, в которые в том или ином виде были вовлечены европейцы, от войны в Боснии до операции против режима Каддафи в Ливии, показали, что ведущие игроки ЕС практически не способны решать подобных масштабных военных задач без поддержки США и вне Североатлантического альянса.

По поводу "Южного потока". Действительно, Еврокомиссия продолжает ставить этому проекту палки в колеса. Так, в начале июня 2014 года представитель дирекции по внутреннему рынку и услугам в Еврокомиссии Шанталь Хьюз потребовала от официальной Софии разъяснений по поводу строительства участка данного газопровода в Болгарии.

По мнению еврочиновников, при проведении конкурса на строительство болгарского участка трубопровода были нарушены правила внутреннего рынка ЕС. Чуть ранее схожее мнение высказал глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.

Показательно, однако, что настроения Брюсселя по поводу этого проекта и до украинского кризиса менялись, как весенняя погода. Еврочиновники то ссылались на нормы "Третьего энергопакета" (ограничивающие права вертикально интегрированных компаний, к коим относится и "Газпром", на владение и управление энерготранспортными сетями), то намекали на возможность компромисса.

Собственно, о возможности реализации проекта еврочиновники говорили и после начала кризиса вокруг Украины. Так, еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер в первой половине мая 2014 года заявлял, что не имеет принципиальных возражений по поводу реализации "Южного потока". Создается впечатление, что все претензии к "Южному потоку" — скорее, часть торга представителей ЕС с Россией в надежде добиться больших уступок, Украина — лишь очередной предлог для этого, а в итоге трубопровод все же будет построен.

Затягивание строительства "Южного потока" и правда задевает интересы стран ЕС. Но, хотя в проекте и участвует компания Wintershall из ФРГ, ведущего игрока ЕС, из-за сложностей с его реализацией под удар подпадают, в основном, государства Южной и Юго-Восточной Европы. Однако отнюдь не они задают тон в Евросоюзе.

С руководством некоторых стран, настаивающих на реализации проекта (например, с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном), у Брюсселя и так сложные отношения. И ведущим игрокам европейской политики не впервой жертвовать интересами партнеров по ЕС. Например, по странам Южной Европы в свое время ударили санкции против Ирана. Та же Греция, уже находившаяся к моменту ужесточения этих санкций на пике кризиса, была вынуждена отказаться от дешевой иранской нефти и закупать ее у других стран по более высоким ценам.

Читайте также:

Нормандия. Момент истины для Путина

Александр Коновалов: Обама будет жестким и последовательным в неприятии действий России

Le Figaro: Путин не агрессор — он отвечает Западу

Президент Обама пообещал Джемилеву "освободить" Крым