Андрей Баклицкий: БРИКС сближает своих членов

Директор информационных проектов Центр политических исследований России Андрей Баклицкий рассказал корреспонденту Pravda.Ru о последствиях принятых на саммите БРИКС решений.

— В Бразилии закончился саммит стран БРИКС. Созданы реальные альтернативы МВФ и Всемирному банку. обсуждения увенчались успехом, а что вы можете сказать о политическом союзе? Он состоялся?

— Формат БРИКС в первую очередь интересен тем, что у них довольно много разных взглядов на вещи, во внутренней политике, во внешней политике, а в него входят страны, которые являются во многом таким друг для друга, ни то, чтобы противниками, но конкурентами, как Индия и Китай.

Но БРИКС это очень такой гармонизирующий формат, там обсуждаются вопросы, которые осуществляют взаимные интересы всех участников, поэтому, в принципе, возможно одновременное участие Индии с Китаем в этом формате, потому что если что-то вызывает какие-то трения, какие-то сложности, то оно просто не выносится на повестку БРИКС. Экономическое сотрудничество всех устраивает, обсуждаем, если какие-то вопросы по политическим вопросам, мы их просто не обсуждаем, снимаем с повестки дня.

Поэтому говорить, что БРИКС это полноценный политический союз — нельзя, потому что взгляды Бразилии и Индии могут быть более близкие, чем, скажем, у России и Китая. Но в принципе, это интересный и важный формат, который позволяет в тех областях, в которых эти страны видят общие интересы, и общие возможности, продвигать эти интересы и возможности.

— "Нужно сообща продумать систему мер, которая бы позволила не допустить "травлю" стран, не согласных с теми или иными внешнеполитическими решениями США и их союзников, а вести цивилизованный, взаимоуважительный диалог по всем спорным вопросам", сказал Путин. То есть это прообраз Альянса для противодействия Западу? Приведите пример скоординированных политических действий? Есть ли встречное желание у коллег Путина?

— Как я уже говорил, БРИКС не является полноценным политическим союзом, и это связано во многом с тем, что у разных членов БРИКС есть разные точки зрения по разным вопросам. Скажем, Бразилия, у которой товарооборот с Китаем и США примерно одинаковый, вряд ли может резко выступать против политики США.

И ЮАР во многом сильно интегрирована в мировую экономику, в западные, в частности, форматы. Индия тоже, несмотря на то, что она развивает хорошие отношения с Россией, отношения с США являются приоритетом для Индии. Но все эти страны сходятся на том, что действительно мир стал многополярным, национальный суверенитет это очень важно, и каждая страна должна проводить свою независимую политику, и в этом плане страны БРИКС действительно друг друга поддерживают.

Как мы видим, тот вариант изоляции России, который изначально планировался США, Западом, как минимум на том моменте, когда стало понятно, что его не поддержит БРИКС, было понятно, что изоляция не будет иметь смысла. Есть такие крупнейшие экономики мира, как китайская экономика, бразильская экономика, индийская экономика, и с ними латиноамериканские другие экономики, не будет изолировать Россию, не будут выступать с каких-то антироссийских позиций.

Но это означает, что эта односторонняя блокада будет иметь разве что политический эффект, но не окажет на Россию какого-то значительного, удушающего действия. В этом плане да, БРИКС считает, что у этих стран своя повестка, которая не совпадает с Западной, и просто по указке Запада делать они не будут.

— Внутренние конфликты между Китаем и Индией (Индия считает, что часть индийской территории оккупирована китайцами) не может ли это помешать этому политическому союзу?

— Поскольку на БРИКСовскую повестку дня не выносятся спорные вопросы, то, собственно говоря, они не являются проблемами стран БРИКС. Что касается движения к какой-то более усиленной интеграции, в принципе, как показывает практика, чем больше вы вместе работаете, чем больше вы взаимодействуете, чем больше у вас обменов, контактов и связей, тем лучше это способствует решению других проблем.

У нас есть банк развития БРИКС. Индийцы и китайцы очень активно в нем работают, устанавливаются более неформальные, хорошие связи между странами, впоследствии это может трансформироваться в то, что и отношения двухсторонние могут улучшиться.

Когда страны ведут диалог по целым вопросам, то вопросы, которые раньше были невозможными, неразрешимыми, становятся более открытыми для обсуждения, для решения.

Читайте также:

Александр Савченко: БРИКС со временем станет влиятельнее, чем G7

Страны БРИКС учредили Новый банк развития

Лидеры стран БРИКС разрабатывают план действий

Обсудить