Рустам Танкаев: Штатам нечего предложить России для добычи нефти на шельфе. Эксперт об энергетических санкциях США. Правда ру 2014 год

Рустам Танкаев: Штатам нечего было предложить России для добычи нефти на шельфе

Соединенные Штаты опубликовали свой список энергетических санкций для России. Новый раунд ограничений подразумевает запрет на поставку в Россию оборудования для глубинной добычи (свыше 152 метров), разработки арктического шельфа и сланцевых запасов нефти и газа.

Очевидно, что американцы хотят загрести под себя энергетический рынок, и сланцевые разработки в особенности. Получится ли у США добиться этой цели путем таких запретов? И какие выходы есть у России?

На эти и другие вопросы корреспонденту Pravda.Ru ответил ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников, генеральный директор "Инфотэк-терминал" Рустам Танкаев.

— Очень показательна история Ирана, который несколько лет назад попал под санкции. Американцы запретили там работать любым западным компаниям, западные компании оттуда ушли. После этого их место благополучно занял Китай, и в настоящее время крупнейшее газовое месторождение в мире "Южный парс" контролирует Китай, а Европа не в состоянии найти альтернативы российскому газу. Вот, что значит санкции для того, кто их вводит.

История показывает, что санкции не в первый же день, а среднесрочной перспективе лет через пять, начинают сильнее всего бить по тому, кто их ввел, а не по тому, против кого они были введены.

Теперь, что касается оборудования для добычи на шельфе. Российский шельф — шельф Северного ледовитого океана преимущественно. На этом шельфе достаточно сложная ледовая обстановка, и то оборудование, которое в состоянии предложить США, в принципе, не пригодно для добычи в этих условиях. Об этом достаточно серьезно и обстоятельно заявили компании Exen mobile и BP, когда создавали совместные предприятия с "Роснефтью". И самые большие деньги на ближайшие годы заложены на то, чтобы разрабатывать новые технологии, потому что, существующие технологии для этого не годятся.

Поэтому США для этих целей нам продать просто нечего. Теперь, что касается, сланцевого газа, нефти и вообще, разработки сланцевых формаций. У нас их называют несколько иначе — Боженовские, Доманиковские свиты. Для разработки такого рода формаций применяется оборудования для гидроразрывов пласта. Сама технология разработана в СССР. Просто в России перестали выпускать это оборудование уже достаточно давно, в темные десятилетия, в 90-е годы, когда у нас был распад промышленности.

Конечно, было бы желательно восстановить, но США далеко не единственные производители этого оборудования. Его прекрасно производят китайцы. В результате американцы потеряют рынок сбыта, мы прибудем к китайскому оборудованию и уже перестанем думать об американском. Может быть, оно хуже качеством, но вполне работоспособно и применяется в разных странах мира.

Поэтому говорить о том, что эти санкции нас сильно накажут, я не могу. Есть две проблемы, которые связаны с американскими санкциями для нефтяной и газовой промышленности. Первая проблема — доступ к рынку капитала, это для нас очень неприятно. Потому что, и большие кредиты взяты, и сроки могут поплыть, и вообще был расчет на вывод части компаний на IPO, SPO, например, Башнефть собиралась в ближайшее время провести SPO, то есть, то, что для нас сейчас невозможно, очень печально.

И вторая неприятность состоит в том, что есть одна технология работы на шельфе, который разработали на Западе, а не у нас. Это технология добычи нефти и газа при помощи роботизированных, донных комплексов.

У нас первый такой комплекс смонтирован и запущен на шельфе Сахалина компанией Роснефть. И эту технологию для арктического шельфа и надо развивать, и она как раз является наиболее перспективной. Образец у нас есть, эта технологи далека еще от совершенства, ее нужно разрабатывать дальше. Если бы все было хорошо, мы бы разрабатывали ее вместе с Америкой, ЕС, и это было бы по масштабам таким же проектом, как МКС. А поскольку не получилось, будем делать свой проект. Я понимаю, что это дольше, дороже, но нам это абсолютно не критично.

Дело в том, что у нас тех месторождений, которые есть на суше, и расположены в хороших, удобных местах, хватит еще лет на 100. Поэтому, говорить о том, что мы очень спешим с разработкой шельфа, или нам позарез необходимо добывать нефть и газ сланцевых формаций, это смешно. Это непрофессиональный подход. Но, повторяю, есть две вещи, которые чрезвычайно огорчают специалистов. Это рынок капитала и новая технология компьютеризованных комплексов на дне.

Читайте также:

Вашингтон упрямо гребет сланец под себя