"Банковский кризис еще не вошел в открытую форму"

"Банковский кризис в России еще не принял открытую форму"

В финансовой элите разгорается дискуссия, заданная выступлением руководителя Сбербанка Германа Грефа о том, что в стране обостряется банковский кризис. Так ли это? Свое мнение в интервью Pravda.Ru высказал профессор МГИМО Михаил Столбов.

"У банковского кризиса должно быть несколько типичных проявлений: набеги вкладчиков на банки, то есть то, что мы видели на примере, скажем, Кипра и Греции в недавней истории, либо напряженность на рынке межбанковского кредитования, нехватка ликвидности и так далее. У нас пока по второму сценарию развивается кризис", — отметил Михаил Столбов.

Но Банк России все-таки научился управлять ликвидностью. И как кредитор, последняя инстанция, он довольно уверено действует. Да, считает эксперт Правды.Ру, есть признаки кризиса, но он еще не принял открытой формы.

Другая проблема — проблемные долги населения в 9 миллиардов рублей. Вероятно, речь идет о просрочке, которую банки показывают по российским стандартам бухгалтерского учета. По факту она, наверное, может быть даже несколько и выше. Но запредельных значений пока не достигает. То есть, мы не можем говорить о том, что этот кризис — это признак плохих долгов.

Есть признак перекредитованности населения, но то, что мы видели, когда сегмент розничного кредитования в США и других странах просто вставал, этого нет. Скорее, наш кризис связан с доверием кредитных организаций друг к другу, который в первую очередь проявляется на рынке межбанковского кредитования, говорит Михаил Столбов. Избежать негативных явлений призваны меры, которые сейчас Банк России пытается реализовать — поддержка ликвидности, борьба с "отмывочными" банками. Что касается фундаментального выхода из сложившейся ситуации, то он связан с общеэкономической ситуацией. Будет экономический рост в России, появятся ресурсы и деньги: заработают в полной мере и банки.