Источник Правда.Ру

"Аэрофлот" атакуют. Ищем, кому выгодно

Конкуренция на рынке авиаперевозок растет, а с ней — и желание некоторых игроков использовать все средства. Включая средства "черного пиара".

На днях известный журналист и блогер Олег Лурье рассказал в своем ЖЖ о том, как его пытались использовать в кампании против "Аэрофлота". По его словам, некто Иван Игрунов, представившись пиарщиком, предложил ему "в срочном порядке подготовить журналистское расследование на тему "Тайны "Аэрофлота". Почем монополия для народа", в котором рассказать о беспределе, творящемся в этой авиакомпании, искусственно завышенных ценах на авиабилеты, дорогом лоукостере "Победа" и о том, как они обманывают всех, включая и президента Путина". "Я вам пришлю на почту техзадание и фактуру. Разумеется, ваш труд будет достойно оплачен", — пообещал пиарщик. И действительно прислал.

"Техзадание" гласило, что статья должна содержать утверждения, будто "Аэрофлот" стал монополистом в авиаперевозках, что привело "к полному диктату в ценообразовании". Для иллюстрации этого "диктата" к письму прилагались скрины ценников на "безумно дорогие" билеты "Аэрофлота", а также список лиц, негативно высказывающихся в адрес компании.

"К письму были приложены девять файлов. Удивительных по своей откровенной притянутости за уши. Так в ценниках на якобы сверх дорогие авиабилеты "Аэрофлота" из Москвы в Калининград и обратно сосканированы самые дорогие прайсы от 15 до 17 тысяч рублей. А если внимательно посмотреть в сети предлагаемые "Аэрофлотом" ценовые предложения на эти же даты из Москвы в Калининград и обратно, то мы легко находим цену в… ПЯТЬ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ", — пишет Лурье.

С недовольными лицами получилось не менее весело. "Дан список "живых людей", от имени которых можно нести любую ложь в отношении "Аэрофлота", выдавая их за клиентов авиакомпании. А рядом с ними имеется скан надерганных из интернета негативных высказываний в отношении "Аэрофлота". Начал проверять и обнаружил, что все эти вышеозначенные перлы взяты со всевозможных непрофессиональных форумов, где толпами бродят вечно недовольные тролли и рассказывают о том, как все в стране плохо. Начиная от Кремля и заканчивая "Аэрофлотом"", — рассказывает журналист. "Но не буду утомлять читателя всем перечнем присланного мне "технического задания" под названием "Аэрофлот", а лишь приведу несколько наиболее впечатляющих цитат:

"1.После разорения других авиакомпаний, "Аэрофлот" по сути стал монополистом на рынке авиаперевозок, что привело к полному диктату в ценообразовании. То есть, А. в отсутствии конкурентной борьбы диктует цены на авиаперевозки для россиян, постоянно завышая их (смотри таблицу №1). Начинаю проверять и выясняется, что "Аэрофлот" не является монополистом на рынке перевозок и ему принадлежит менее 50 процентов на российском рынке. То есть, опять пытаются слить банальную ложь под маркой "журналистского расследования", — продолжает он. — Или вот еще. "6. По возможности, включить в текст опросы населения (среднестатистический россиянин). В приложение есть данные на граждан, которые должны подтвердить все вышесказанное. Свободный текст. Люди реальные и подтвердят все слова, сказанные в материале". Насколько я понимаю, "свободный текст" — это значит любые фантазии автора на заданную тему, которые можно заявить от имени этих людей".

Как утверждают эксперты, обвинения неизвестных авторов в монополизме и искусственном завышении цен "Аэрофлотом" несостоятельны. Вот что говорит, известный экономист, профессор Никита Кричевский: "У нас несколько десятков авиакомпаний, крупных больше 30. Из этого совершенно очевидно следует, что "Аэрофлот" никаким монополистом не является, да он никогда им и не был. В прошлом компания занимала порядка 27% авиарынка, при этом существовали маршруты, на которые государственный "Аэрофлот" не мог получить разрешения от государственных же регулирующих служб, таких как Росавиация. На маршрутах в Среднюю Азию, Израиль монополистом был "Трансаэро". После того, как "Трансаэро" ушел с рынка, доля "Аэрофлота", безусловно, выросла, но она по-прежнему далека от 50%, поэтому ни о каком монополизме говорить не приходится. У потенциального пассажира всегда есть выбор — полететь "Аэрофлотом" или какой-то другой компанией — по всем направлениям, без исключений".

Ровно так же обстоит дело и с упреками в высоких ценах на перелеты. "Я на этой неделе лечу в Крым, и билеты туда и обратно обойдутся в 7,5 тыс рублей, то есть так, как это было заявлено еще в прошлом году, — отметил профессор Кричевский. — На Дальний Восток "Аэрофлот" летает по тарифу 9 тысяч рублей туда и обратно".

Олег Лурье не стал молчать и рассказал о столь интересном "задании" в своем ЖЖ. Он, кстати, вспомнил, что попытки устроить пиар-атаку на "Аэрофлот" имели место и раньше. "Без малого два года назад, в апреле 14-го года, мне уже поступало подобное предложение — включиться в информационную атаку на "Аэрофлот", проводимую известным блогером Антоном Носиком, заслуженно именующим себя "dolboeb". Причем предлагали деньги, так же, как и сейчас. Но этих борцов с "Аэрофлотом" ничего не учит. Даже после того, как я, зафиксировав всю переписку с "заказчиком", опубликовал расследование "Как мы с Носиком "Аэрофлот" мочили, где рассказал все детали организации платного наката на компанию "Аэрофлот" в СМИ и блогосфере. Однако, за полтора года все призабылось и эта публика вновь пришла ко мне с предложением "мочить "Аэрофлот"", — заявил он. И предупредил коллег: "Ходят по Москве веселые ребята, обладающие номерами телефонов журналистов, и активно предлагают оплатить размещение в сети и в СМИ тупо подобранных фальшивок по теме "плохой Аэрофлот". Гоните их взашей. Предупрежден — значит вооружен".

Похоже, предупреждение Лурье похоронило планы недоброжелателей рассказать о "монополисте" Аэрофлоте, безбожно взвинчивающем цены на авиабилеты. Поэтому в ход пошел "План Б" — рассказ о якобы сверхдорогом корпоративе авиакомпании.

"Аэрофлот" объявил конкурс на проведение корпоратива за 65 млн руб.", — такие броские заголовки появились на днях сразу в нескольких интернет-изданиях. Тему подхватили и раскрученные блогеры, аудитория которых сопоставима со СМИ.

Правда, при чтении самих статей выяснялось, что речь идет не о корпоративе, а о традиционном маркетинговом мероприятии с вручением премии "Взлетная полоса" партнерам и сотрудникам авиакомпании. Что, согласитесь, совсем другое дело: подобные мероприятия не тратят, а экономят деньги компании. Потому что премия, даже сопровождающаяся банкетом и концертом со "звездами", обходится гораздо дешевле, чем дополнительные скидки с цены или увеличенная комиссия для партнеров — об этом вам скажет любой маркетолог. При этом официально информация о тендере прошла еще в декабре и тогда ни у кого не вызвала никаких вопросов.

Вся эта история с черным пиаром вызывает у экспертов вполне определенные вопросы. "Тот факт, что направленные против "Аэрофлота" публикации появились практически одновременно с разоблачительным материалом блогера Лурье о попытке проведения пиар-кампании против этого перевозчика, действительно наводит на мысль о взаимосвязанности этих событий, — говорит Артём Кирьянов, член Общественной палаты России. — То есть когда стало ясно, что блогер сорвал заказную публикацию, пиарщикам пришлось экстренно вбрасывать в СМИ и блогосферу другую тему, несмотря даже на то, что она достаточно старая. Ведь сведениям о "корпоративе" с сайта госзакупок уже скоро месяц, а обратить на них внимание все — и блогеры, и СМИ — решили почему-то только сейчас".

Еще одна странность, по словам Кирьянова — это то, что шквал критических материалов об "Аэрофлоте" случился в выходной день, когда сотрудники пресс-службы перевозчика и профильные эксперты, хорошо разбирающиеся в ситуации, отдыхали и не имели возможности оперативно дать необходимые пояснения к раздуваемому скандалу.

"Похоже, мы имеем дело с тщательно организованной пиар-атакой на "Аэрофлот", стоимость которой может превышать 100 000 долларов, — отметил Артём Кирьянов. — Как член Общественной коллегии по жалобам на прессу, предлагаю менеджменту "Аэрофлота" обратиться с заявлением в коллегию. Судя по той фактуре, которую мы видим, такое обращение будет иметь перспективы. Черному пиару нужно поставить заслон, чтобы впредь СМИ, да и блогосфера, ориентировались на объективность освещения событий".

К тем же выводам пришел и сам Лурье. "Похоже, что уж очень нужно кому-то в срочном порядке "замочить в сортире" авиакомпанию "Аэрофлот — российские авиалинии" и они, эти люди, вероятно, денег на пиар и документальное подтверждение расследований не пожалели. Но посредники, заявившие о своей возможности "решать вопросы с журналистами", приклеили к своим рукам основную часть денег, нарубили всевозможные фальшивки в сети и не только, и начали наугад выходить на журналистов и блогеров в надежде, что авось кто-нибудь и клюнет", — пишет он.

По подсчетам экспертов, подобная компания с публикациями в ведущих изданиях и в топовых блогах, стоит сотни тысяч долларов. Обращает на себя внимание и то, что кампания стартовала аккурат после того, как завершилась перевозка силами "Аэрофлота" пассажиров обанкротившегося "Трансаэро". Кстати, осенью прошлого года усиленно раскручивались слухи, что перевезти почти 2 млн пассажиров "Трансаэро" не удастся, и на рынке наступит хаос. После того, как эта операция все же прошла успешно, видимо, потребовались какие-то другие аргументы для очернения ведущего авиаперевозчика России. Не исключено, что будет придумано и что-то еще: ведь кому-то очень хочется любой ценой выставить "Аэрофлот" в негативном свете.

Источник новости

Комментарии
Комментарии
Комментарии