Востоковед: Иран - конечно, конкурент. Но разводить потоки мы умеем

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад-Джавад Зариф отметил, что у Ирана в вопросе экспорта газа возможностей не меньше, чем у России. Дипломат подчеркнул, что Тегеран не намерен соперничать с Москвой в этой сфере, а напротив, планирует развивать с Россией партнерские отношения, в том числе и в строительстве газопровода "Турецкий поток". Не поменяет ли свое мнение Тегеран под давлением Вашингтона в связи с потеплением в отношениях между Ираном и США? На этот вопрос в интервью Pravda. Ru ответила завсектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова.

"Иран объективно является нашим конкурентом, просто сейчас он, кроме как в Турцию, никуда газ не экспортирует. А вот если будут отменены санкции, то мы можем наоборот развести экспортные потоки Ирана, чтобы не конкурировать друг с другом. Потому что у Ирана есть одно очень важное направление — это газопровод "Мир", который он построил на своей территории до Пакистана, но который на территории самого Пакистана не построен как раз из-за санкций. В свое время Иран приглашал к участию наш "Газпром", если бы не санкции, то мы могли бы принимать участие в этом проекте", — заявила Мамедова.

Эксперт отметила, что есть и еще один пункт в конкурентной борьбе — это законопроект США, который запрещает участвовать иностранным компаниям в энергетических проектах Ирана. Это касается всех компаний, которые могут быть связаны с США. И если Штаты его отменят, то возможности газовой промышленности Ирана неоспоримо возрастут. В результате отмены этих санкций Иран станет большим конкурентом России. Эксперт отметила, что в таком случае России стоит задуматься о строительстве СПГ. Это к тому же подтолкнет к развитию такого направления в газовой промышленности.

Нина Мамедова подчеркнула, что по "Турецкому потоку" конкурировать может проект TANAP, который начинает уже реализовываться. Это газ, который идет со второго месторождения Шах-Дениза в Азербайджане, но к которому усиленно привлекают и Иран. "Два месяца тому назад на переговорах с "шестеркой" Иран не согласился на участие в TANAP, конечно, не из-за того, что он не хотел конкурировать с "Газпромом", но объективно это получается так. То, что мы направляем весь газ через Турцию, делает ее не просто энергетическим хабом, а усиливает ее позиции в регионе. Что, в общем-то, не особенно выгодно ни нам, ни Ирану. Здесь у нас тоже общее понимание этой проблемы".

Корреспондент "Правды.Ру" спросил у эксперта, как Тегеран может сотрудничать с Россией по проекту "Турецкий поток"?

"Вся проблема в наполняемости потоков. Мы доводим свой газ до побережья Турции, а дальше для того, чтобы поставлять его в Европу, нам нужно еще определенное количество газа. Если хватит своего, с Ямала, замечательно, но если окажется более выгодным использовать для наполнения газовой трубы иранский газ, то почему нет? Ведь до недавнего времени по "Голубому потоку" мы закупали газ из Туркмении, из Азербайджана. И только из-за разногласий по цене мы заполняем сейчас "Голубой поток" газом с Ямала. Но поскольку нас пока еще нет этого трубопровода, то мы не знаем, какова его мощность. Может, окажется достаточно выгодным использовать для наполнения этой трубы на определенных участках иранский газ, который тоже поступает в Турцию", — отметила Нина Мамедова.

Эксперт также подчеркнула, что Россия может участвовать в проектах Ирана по проведению трубопроводов и в Ирак, и на Восток, в Пакистан и далее в Индию, что гораздо проще сделать с участием "Газпрома". "Лучше создавать международный консорциум, а не ограничиваться одним не очень большим пакистанским рынком. Да, в Индии сейчас есть и свои месторождения. И участие "Газпрома" в этих проектах сбалансировало бы непростые отношения между Пакистаном и Индией".

Читайте также:

Александр Перов: "Газпром" получит сильного партнера в лице Турции

Иван Капитонов: Европе пора понять, что у нас тоже есть возможность надавить

"Газпром": Создавать инфраструтуру по "Турецкому потоку" в Европе будут сами

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Обсудить