"Аэрофлот" испытывает финансовый крен

Правительство решило пересмотреть свое отношение к "роялти", которое получает авиакомпания "Аэрофлот" за полеты иностранных авиаперевозчиков над Сибирью. Об этом сообщают "Ведомости" со ссылкой на имеющийся в наличии документ.

Так, в проекте "Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017–2018 годов" было пересмотрено отношение к "роялти", которое получал российская авиакомпания за транссибирские перелеты иностранных партнеров.

Государство приняло решение предложить "Аэрофлоту" направить полученные средства, которые по различным оценкам достигают 200-300 миллионов долларов, на модернизацию системы навигации, а также за счет этих же средств начать самофинансирование по программе субсидированных авиаперевозок по направлениям: Дальний Восток, Калининград и Крым.

Таким образом правительство планирует сэкономить в этом году как минимум 1,5 миллиарда рублей. Данную сумму "Аэрофлот" должен получить в течении 2015 году за перевозки пассажиров на Дальний Восток и Калининград.

Исторически сложившаяся тенденция заключается в том, что основные выплаты за пролеты над страной получает в основном одна авиакомпания — "Аэрофлот". При этом крупнейший авиаперевозчик России вкладывает большую часть получаемых средств на собственное развитие.

Однако столь существенные дивиденды от российского неба не мешают компании продолжать получать дополнительную государственную помощь в виде субсидирования перевозок в удаленные и труднодоступные регионы страны. Кроме того, государство поддерживает авиаперевозчика предоставляя ему новые российские самолеты.

На сегодняшний день обсуждается контракт по поставками очередной партии в двадцать "Суперджетов-100" "Аэрофлоту". Как известно, на реализацию контракта понадобятся госгарантии в размере 20 миллиардов рублей на кредитование лизинговой компании.

Свое мнение по данному вопросу выразил независимый эксперт Алексей Захаров: "Страсти вокруг получаемых "Аэрофлотом" платежей, получивших неофициальное наименование "пролетные", бурлят не первый день. Отказ от этих денег был одним из основных программных заявлений Виталия Савельева после назначения его генеральным директором "Аэрофлота" в 2009 году. Свежеиспеченный глава главного российского авиаперевозчика тогда говорил, что без учета "пролетных" компания уже шесть лет является убыточной, и грозился это все поломать. В качестве первого шага Савельев пообещал публиковать информацию об этих платежах. Нетрудно догадаться, что обещания отказаться от "пролетных" выполнены не были. В качестве причин называлось присоединение к "Аэрофлоту" ряда авиакомпаний, имеющих большие долги. Глава "Аэрофлота" благополучно забыл и обещание раскрыть информацию об этих платежах — уже без всяких объяснений. С высокой степенью вероятности можно предположить, что "Аэрофлот" без поступлений от иностранных авиакомпаний будет убыточным и сейчас".

Несмотря на то, что авиаперевозчик получает государственную поддержку, генеральный директор компании В. Савельев настаивает на том, что поддержка отдельных авиакомпаний государством вредна для отрасли в целом.

"Нельзя помогать конкретным компаниям, какие бы они ни были. Надо помогать в целом отрасли", — приводит слова руководителя "Аэрофлота" "Рейтерс".

Как сообщают СМИ, в компании не комментируют предложения сократить поддержку авиакомпании. Таким образом сложно предположить, как будет развиваться в ближайшее время компания. К тому же, по прогнозам самого "Аэрофлота", осенью российские авиакомпании должна накрыть очередная волна кризиса.

Справка/профиль эксперта

Алексей Захаров окончил Московский авиационный институт, много лет (и до, и после института) прожил в авиации. В числе мест работы — КБ Сухого и КБ Микояна, где занимался проектированием боевых самолетов. В новые времена (после 1990 года) специализировался на информационном обеспечении оборонной отрасли.

Обсудить