Глава аналитического бюро Alte et Certe Андрей Епифанцев о ситуации в Дагестане. Мнение эксперта. Правда РУ. 2014 год

Андрей Епифанцев: Дагестан – это современное Средневековье

Глава аналитического бюро Alte et Certe Андрей Епифанцев в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал, прекратятся ли когда-нибудь теракты и убийства в Дагестане.

— Как вы прокомментируете ситуацию в Дагестане? Когда на эту землю придут мир и покой?

— Мир и покой в Данестане не наступят, пока в республику не вернутся государство и закон, пока туда не вернутся государственные институты. Сейчас власть поделена между кланами, между "сильными мира сего", разделившими власть и решающими "по понятиям".

Сохраняются эфемерные внешние признаки государства: суд, еще что-то, но в действительности все решают так, как решат большие кланы. Эти кланы — не кто-то мифический, это те же чиновники, на которых точно так же делает ставку Кремль.

Ничего не решается, это то же самое Средневековье, как до прихода России 200 лет назад, только немного современней, но правила игры прежние. Год назад туда был поставлен Рамазан Абдулатипов во многом для того, чтобы обуздать чиновничество и привнести государство.

Начинал новый глава действовать нормально, но человек, победивший дракона, сам становится драконом. Он привнес туда прежние методы. И когда ты говоришь "дагестанцы", у них начинается разочарование, потому что фамилии поменялись, а принципы — нет.

Абдулатипов точно так же привез своих детей, родственников, племянников и так далее. Он делает ставку на выходцев из своего Тляратинского района, тянет на все места своих, то же самое, что делали другие. В Дагестане даже появилось новое слово — "тляратизация". Это средневековое, даже нефеодальное, догосударственное мышление. И пока это не закончится, никакого мира и спокойствия в Дагестане не будет.

Частые теракты у нас называются борьбой за власть. Государства нет, соответственно, нет монополии на насилие. Или государство там совершенно в зачаточном состоянии. На самом деле, там люди такие же баи, беки, ханы, какие были в средние века. Только сегодня они в пиджаках со значками "Единая Россия" сидят в президиуме и говорят по мобильному телефону, но внутри все прежнее.

Подавляющее большинство громких убийств — это дележ власти, дележ портфелей. Процесс это скрытый, лишь выдается за теракты. Хотя это такой же "отстрел", как был в Центральной России в 90-е годы, когда государства не было.

Приход Абдулатипова даже увеличил эти "разборки", потому что пришел новый человек, новая элита, и им нужно сейчас отвоевывать то, что было "нажито непосильным трудом". Вот такая ситуация в Дагестане.

— Почему, к примеру, в Чечне удалось навести порядок, а в Дагестане нет? Нельзя ли снова такой сценарий повторить?

— Чечню нельзя сравнивать с Дагестаном, там принципиально другая ситуация. В Чечне все-таки мононациональное общество. Победителем в нем будет тот, кто сумеет привести "под одну руку" один народ, — это легче.

В Дагестане таких народов гораздо больше, значит и кланов тоже больше. Там одних титульных национальностей порядка 18-ти. С другой стороны, в Чечне у Рамазана Кадырова был полный карт-бланш. Он мог делать все, даже то, что выходило за рамки российского законодательства.

Такого карт-бланша у Абдулатипова нет.

Читайте также:

Выпил, туман, очнулся — Дагестан

Дагестан. Война всех против всех

Православный Кавказ — утопия или перспектива?

Согласны ли вы с мнением Андрея Епифанцева? Действительно ли мир в Дагестане в ближайшем будущем невозможен?