Источник Правда.Ру

Исторические голоса звучат под открытым небом

Фото: Олег ЮшковВчера, 24 июня, в Вологде открылся Х международный фестиваль "Голоса истории", созданный в 1991 году для показа исторических спектаклей в аутентичной историко-архитектурной среде и, наряду с вологодским маслом и кружевом, ставший за последние двадцать лет одной из визитных карточек города. Начался он не совсем обычно — постмодернистским шоу с явным перекосом в сторону эстетики китча.

Фестиваль, по сложившейся традиции, открылся на вполне серьезной официальной "ноте". Но модный московский режиссер Владимир Панков (театр SounDrama), которого критика ласково именовала "бесом или полубесом", а его театр — трагическим, злым и оскаленным кабаре, решил создать "единое завораживающее действо", в котором нашлось бы место выступлению саксофонистов и фольклорных коллективов, оперному пению и балету, поэзии и военной песне.

Поэтому на обновленной после недавней реконструкции Кремлевской площади Вологды, в окружении таких памятников, как вологодский Кремль, Воскресенский собор, церковь Александра Невского и других исторических зданий, в течение сорока минут происходило трудно поддающееся описанию зрелище: ездили тяжелые грузовики, телеги с сеном и саксофонистами (в том числе и заслуженным артистом России Сергеем Летовым), танцевали матросы в тельняшках и балерины в белых пачках и кирзовых сапогах, мужчины в черных фраках носили четыре флага — синий, белый, красный и… черный — очевидно, ставший символом бед и невзгод России — он явно довлел над всеми остальными.

После пестрых хороводов фольклорных коллективов на открытом кабриолете, усыпанном цветами, выплывала оперная певица Ирина Рындина, народный артист России Дмитрий Назаров исполнял "Темную ночь", с грузовиков на площадь выбрасывалась белая офисная бумага, вскоре покрывшая толстым слоем всю брусчатку, летали голуби, горели факелы… Зловещие танцы, исполненные "инвалидами" войн на костылях, перемежались романтическим кружением в вальсе детей из студии бального танца.

Все это дополнялось монотонным чтением пресс-релиза фестиваля. В данном контексте выступление губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, вспомнившего Чернышевского с его высказыванием о гнилом поле, на котором не может вырасти хороший урожай, выглядело вполне адекватным…

Провинциальная публика оказалась не совсем готовой к восприятию подобных новшеств и решила на всякий случай не выражать недовольства.

Эта же площадь стала ареной для площадного представления древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике — спектакль с таким названием показал уличный театр из Греции "Омма-студио", который приезжал в Вологду несколько лет назад. Здесь были и факелы, и странные существа на ходулях, и пантомима, и игра со зрителем…

Вологодский Кремль уже в десятый раз становится открытой театральной площадкой для международного фестиваля "Голоса истории". Концепция фестиваля была разработана под руководством первого художественного руководителя фестиваля, известного театрального критика, ныне покойного Александра Свободина. Она такова: развитие театра в историко-архитектурной среде как особой формы театрального искусства.

Учредители фестиваля — Министерство культуры Российской Федерации, Союз театральных деятелей Российской Федерации, Правительство Вологодской области и администрация города Вологды.

В конкурсную программу 2010 года включены 11 спектаклей. Их привезли в Вологду театры из Греции, США, Украины, Зеленограда, Минусинска, Кудымкара, Уфы, Новгорода. Российский государственный академический Большой драматический театр имени Георгия Товстоногова представит в рамках фестиваля спектакль "Мария Стюарт", а Малый драматический театр — Театр Европы Льва Додина из Санкт-Петербурга постановку "Московский хор". Гость юбилейного фестиваля — Московский государственный академический театр имени Евгения Вахтангова со спектаклем "Посвящение Еве" с участием народного артиста СССР Василия Ланового и народного артиста России Евгения Князева.

Член жюри "Голосов истории", народный артист РСФСР, президент ассоциации "Золотая маска" Георгий Тараторкин на пресс-конференции в день открытия отметил, что, к сожалению, "мы абсолютно не слышим голосов истории — не учит нас история. Если бы мы слышали эти голоса, то жили бы иначе".

Комментарии
Комментарии
Комментарии