Древнейшее ремесло Азербайджана пришлось по вкусу россиянам

Россияне высоко ценят древнее искусство Азербайджана

Москвичи рассказали пресс-службе Центра российско-азербайджанской дружбы о том, что знают об азербайджанских коврах.

Искусство изготовления ковров в нашем сознании прочно связано с восточными странами, а Азербайджан — самая близкая нам восточная страна и не только географически, но и исторически, и культурно.

Первая участница опроса, Анна, недавно побывала в музее ковроткачества в Баку — просто не смогла пройти мимо.

"Когда я увидела это здание в виде свернутого ковра на фотографии, прямо захотелось посмотреть своими глазами! В итоге я так впечатлилась, что не поняла, сколько времени прошло, пока мы обошли экспозицию", — рассказала она.

Больше всего Анну впечатлил сам производственный процесс.

"Я раньше думала, что "ткать ковры" — это завод, станки, железо, все клацает. А это все руками!" — делится воспоминаниями москвичка.

К сожалению, купить ковер Анна тогда не решилась — везти домой было неудобно. А вот другой опрошенный, Руслан, ковер из Азербайджана заказывал специально — жене в подарок.

Уж очень часто она вспоминала старый, роскошный ковер в доме дедушки, уроженца города Шеки. Подарку жена обрадовалась, но вот Руслан через некоторое время был вынужден перекрашивать стены в другой цвет: жена посчитала, что на старом фоне ковер теряется…

В России об азербайджанских коврах узнали в XIV веке. Наличие в доме ковра говорило о высоком статусе хозяина.

Многие ответившие на вопросы Центра РАД вспоминали недавнее время — советский период, когда красивый ковер было очень трудно "достать".

Точно также сейчас дело обстоит с коллекционными коврами: старинные уникальные изделия превратились в музейные экспонаты и хранятся в таких знаменитых музеях, как Метрополитен Музей в Нью-Йорке, Музей текстиля в Вене, Музей Виктории и Альберта в Лондоне и других.

Около 150 азербайджанских ковров насчитывает коллекция Эрмитажа, о которой рассказала еще одна участница опроса, Ирина.

До посещения музея она представляла ковры как "что-то такое бабушкино и на каждый день" и уж точно никогда не думала, что они могут быть произведением искусства.

"В Эрмитаже я поняла, что каждый такой ковер кто-то делал давным-давно, труд в него вкладывал, какие-то правила были", — говорит девушка.

Ирина права: правила действительно существовали. Знатоки ковроткачества "читают" ковры, как книги, определяя их возраст и место изготовления.

Восстановлением утраченных секретов этого древнего ремесла сейчас активно занимаются в Азербайджане. Руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев считает, что внимание, с каким власти страны относятся к этой работе, свидетельствует об огромном уважении к своим традициям и своей культуре.

"В республике говорят так: "В каждом узоре азербайджанского ковра заключена одна страница нашей истории". Поэтому там существует законодательная база, направленная на развитие ковроткачества. По инициативе первой леди страны Мехрибан Алиевой азербайджанские ковры были включены в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО", — рассказывает Дмитрий Иванович.

Депутат уверен, что системный подход к возрождению древнего искусства принесет свои плоды, а российские туристы, которых в Азербайджане с каждым годом все больше, откроют для себя прекрасные работы местных ковроделов.

"Народное творчество, как и любая культура, может много рассказать о народе — и это будет рассказ только о хорошем: о таланте, терпении и золотых руках", — считает Дмитрий Савельев.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *