В Берлине покажут фильм о русских неонацистах

В рамках открывающегося в четверг 59-го Международного кинофестиваля будет показана лента российского режиссёра Павла Бардина "Россия 88", рассказывающая о жизни московских скинхедов.

Российских картин в основном конкурсе Берлинале-2009 нет. А вот в секциях "Форум" и "Панорама" будут представлены "Сумасшедшая помощь" режиссера Бориса Хлебникова и "Россия-88" режиссёра Павла Бардина. Последний, скорее всего, вызовет огромный интерес у публики. И не только у западной.

Российские блоггеры безуспешно задаются вопросом о том, где можно скачать фильм. И в первых рядах потенциальных зрителей представители фанатских и националистических группировок. Ведь этот фильм - о них.

88 – это не год, а знак, скинхеды используют его в своей символике. Если быть точнее, то составляющая кодового лозунга неонацистов "14/88", в котором цифра "14" означает четырнадцать слов неонацистского идеолога Дэвида Лэйна ("Мы должны сохранить существование нашего народа и будущее для Белых детей"), а число "88" является закодированным приветствием "Heil Hitler", поскольку буква "H" стоит в латинском алфавите восьмой. Кстати, количество заповедей Дэвида Лэйна также равно восьмидесяти восьми, так что получается такая вот закольцованная идеология.

Авторы фильма, предвидя вопросы о возможности как можно раньше ознакомиться с содержанием картины, просят не торопить события. "Вся информация будет доступна на специально зарегистрированном под кинофильм сайте russia88.ru, а так как лента является народным проектом (сделана на народные средства, буквально на деньги, собранные с простых людей, с наших товарищей), то и в прокате, и в интернете, и на DVD она будет доступна в очень демократичном стиле. Мы не тратились на спецэффекты и грандиозные гонорары, мы снимали кино очень экономно и не пытались пустить пыль в глаза, поэтому мы можем себе позволить сэкономить и ваши деньги. Картину сможет посмотреть, не побоюсь этого слова, любой. Даже тот, у кого сегодня нет 150 рублей на билет в кинотеатр (в наши сложные времена, когда посещаемость кинотеатров сократилась почти в два раза, это вовсе не преувеличение)", - поясняет телеведущий и кинопродюсер Василий Соловьев.

"Тематика нашего фильма неприглядна, - продолжает он. - Многие из съемочной группы только потом поняли, насколько все уныло и практично в этом националистическом болоте. Когда поняли, было уже поздно. Никто не ушел, хотя и было тяжело ассоциировать себя с этим, вживаться... В кино есть эпизод в электричке, где главный герой скинхед берет интервью у пассажиров с одним только вопросом: "Как Вы считаете, Россия должна быть только для русских?" Почти все ответили утвердительно. Наверное, именно в этот момент стало отчетливо понятно, что мы здесь не просто кино снимаем. Дуду тогда, наверняка, хотелось развернуться и убежать прочь от нашего проекта, и другого такого оператора мы бы не нашли. Но он остался, как вы уже поняли".

Ещё одной особенностью фильма является его формат "реального присутствия". В этом фильме скинхеды снимают кино сами про себя. Один из них очень любит кино, считает, что он в нем разбирается, думает, что знает, как надо снимать. Это передано великолепно — потуги дилетанта ровно поставить камеру и выстроить кадр.

Василий Соловьев поясняет, что "прием субъективной камеры родился именно из малого бюджета, и он одновременно и позволял многое – некоторая грязь, иногда срежисированная, иногда спонтанная, и обязывал ко многому — каждая сцена игралась от начала до конца".

"Поначалу фильм задумывался, как любовная история девушки Юли и кавказского юноши Роберта. Эдакая история Ромео и Джульетты, рассказанная глазами ее брата, Тибальта. В процессе подготовки фильма и самих съемок ненависть практически поглотила всю любовную линию. Но это поглощение было количественным, потому что качественно любовь оказалась прочнее, чище, трогательнее", - заключает В. Соловьёв.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить