Эксперт: Егора Бычкова могли "заказать" наркоторговцы

Приговор по громкому делу, возбужденному против главы нижнетагильского фонда "Город без наркотиков" Егора Бычкова, осужденного на 3,5 года колонии строгого режима за похищение наркозависимых людей для прохождения реабилитации, вызывало широкий общественный резонанс. Защита Бычкова намерена обжаловать приговор, а президент РФ Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре РФ взять дело на контроль. Между тем, эксперты считают, что причиной судебных злоключений Егора Бычкова могли стать наркоторговцы, который тот перешёл дорогу.

Дзержинский районный суд Нижнего Тагила в минувший вторник вынес приговор по громкому делу, возбужденному против главы нижнетагильского фонда "Город без наркотиков" Егора Бычкова.

По версии следствия, Бычков похищал наркоманов и заставлял их проходить реабилитацию в "Городе без наркотиков", при этом истязал их и морил голодом. Потерпевшими по делу изначально проходили около десяти человек, а к концу процесса остались четверо. Впоследствии обвинения в истязаниях были сняты.

Гособвинение требовало приговорить его к 12 годам лишения свободы, но суд "скостил" срок наказания до 3,5 лет.

Защита Бычкова намерена обжаловать приговор в Свердловском областном суде. Кроме того, во вторник президент РФ Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре РФ взять дело на контроль.

Процесс по делу Бычкова вызвал широкий общественный резонанс. В поддержку главы фонда выступают многие свердловские блогеры, журналисты и правозащитники. Руководство екатеринбургского фонда "Город без наркотиков" и духовный наставник Бычкова ранее в среду заявили, что дело против него инициировали нижнетагильские наркоторговцы, хотевшие "свести с ним счеты".

Подробнее: Дело Егора Бычкова: преступник или жертва?

Такой же точки зрения придерживается и председатель наблюдательного совета московского Института демографии, миграции и регионального развития, эксперт в области борьбы с наркоманией Юрий Крупнов.

"Гособвинение требовало для Бычкова 12 лет лишения свободы. Центральный вопрос в этом деле - почему прокуратура заняла такую жесткую позицию. В этой ситуации поражает энергия прокуратуры. Я знаю ..., что для того чтобы в прокуратуре чем-то занялись, требуются гигантские усилия со стороны граждан. Прокуратура с огромной неохотой чем-то занимается. А здесь какая-то гигантская энергия. Не хочу никого обвинять, но, на мой взгляд, здесь первый вопрос: источник этой энергии?", - цитирует Крупнова РИА Новости.

При этом эксперт отметил, что видит три версии такой активной позиции прокуратуры. "Первая - самая простая - это то, что прокурор госпожа Кузнецова, в 2008 году назначенная на должность прокурора Дзержинского района Нижнего Тагила, захотела для дальнейшего карьерного роста некое громкое, масштабное дело. Притом, что никто не был взят под стражу, она вытребовала для себя охрану, ОМОН и фактически превратила это дело в шоу", - пояснил он.

Вторая версия, по его мнению, связана с "заказом" от конкурирующей организации. "На территории города действовал не единственный реабилитационный центр. Есть еще один, который в отличие от центра Бычкова, окормляемого русской православной церковью, мягко говоря, не является православным, но при этом имеет некие религиозные претензии. Методы, которые там используются, мало отличаются от методов Бычкова. Отсюда назревает вторая версия. Почему один центр продолжает работать, а второй закрыт, разрушен, более того, был взят чуть ли не штурмом?", - замечает Крупнов.

Он также пояснил, что наркоманы в 99% случаев не хотят идти лечиться, а если идут, то как только начинается абстинентный синдром, так называемая ломка, пытаются избежать ее всеми возможными средствами. "И поэтому в подобных реабилитационных центрах все начинается с того, что человеку надо помочь побороть зависимость", - сказал Крупнов.

"Третья версия, наиболее популярная в интернете и СМИ, - Бычкова заказали те, против кого он боролся. Потому что фонд "Город без наркотиков" - это структура, которая в партнерстве с представителями правоохранительных органов борется с наркоторговцами, а это сразу вызывает недовольство у двух категорий лиц: во-первых, у наркобарыг, во-вторых, у тех отдельных представителей власти, в том числе представителей силовых органов, которые, как говорят в народе, "крышуют" наркоторговцев, получая свою долю", - отметил Крупнов.

Кроме того, Крупнов отметил, что социальная реабилитация наркоманов и их адаптация в обществе невозможны без поддержки государства, в частности, профильных ведомств. По его словам, в данный момент ведомства, которые должны отвечать за социальную реабилитацию, даже не пытаются начать работу в этом направлении. "При моем глубочайшем уважении к Татьяне Голиковой и работникам Минздравсоцразвития, к сожалению, в ведомстве проблема наркомании отнесена к той части, которая "здрав", а ведь там не только медицинская вертикаль - внутри этого мегаминистерства есть еще социальная вертикаль и вертикаль труда и занятости. Это как раз то, что нужно наркоману. Но пока получается, что Минздравсоцразвития по отношению к наркомании считает себя просто Минздравом, то есть оно берет на себя только наркологию, медицинскую реабилитацию и лечение. Социальным блоком там никто не занимается", - обозначил проблему Крупнов.

По мнению эксперта, реабилитационные центры могут быть по-разному сконструированы, но сначала нужно заполнитьпробелы в законодательстве РФ и внести изменения.

"Государственная дума этот вопрос не то что пропустила, а бездарно и полупреступно его игнорирует. Такого закона нет в проекте. Это вопрос номер один", - отметил Крупнов. По его словам, в данном случае не требуется отдельных законов, а нужно просто внести дополнения в существующее законодательство. "Вставить термин и описать его как систему социальной защиты и социальных услуг по предоставлению наркозависимому возможности через труд по программе социальной реабилитации выкарабкиваться из той беды, в которую он попал", - сказал Крупнов.

Кроме того, по его словам, сейчас необходима государственная финансовая и правовая поддержка центров, аналогичных центру "Город без наркотиков" Егора Бычкова в Нижнем Тагиле, но государство "вместо того, чтобы помочь организовать их работу, применяет репрессивную дубину".

"Государство ничего не делает, чтобы поставить саму систему реабилитации, но оно бьет тех, кто пытается это сделать. Это вызывает негатив", - считает собеседник.

Обсудить