Психолог: Родители не обсуждают с детьми, как решать конфликты

Психолог: В детском коллективе герой тот, кто сильней

Президент Ассоциации детских психологов, детский врач и психолог, отец пятерых детей Александр Кузнецов ответил "Правде.Ру" на вопрос, что заставило старшеклассника в Отрадном взяться за оружие.

Сегодня старшеклассник захватил в московской школе № 263 целый класс, убил полицейского и учителя. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию? Почему школьник решился на это?

- Главная причина — воздействие на психику изменившегося информационного пространства. Элементы данного изменения можно перечислить. Это компьютерные игры: сегодня редко на перемене встретишь детей, которые не играют в "Warcraft" или в "World of tanks".

Это безграмотность родителей в отношении информационной безопасности, я имею в виду, что растущий человек может смотреть любые программы по телевизору и скачивать любые игрушки на мобильные телефоны. Сейчас любой смартфон, даже самый дешевый, поддерживает возможность играть в тысячи игр. Точно такая же безграмотны родители в отношении родительского контроля, который на самом деле есть в любом антивирусе и в любой системе (Windows и т. д.).

Еще одна причина — слабое внимание родителей к обучению детей, как разрешать конфликты. Есть такое понятие, как социализация, например, для привития ее навыков мы отдаем ребенка в садик. Люди даже не задумываются, что самое главное в социализации — научить ребенка разрешать конфликтные ситуации. Когда мы "белые и пушистые", нам легко общаться, и никакая социализация не нужна: дети играют и смеются. При возникновении конфликтной ситуации должен вмешаться педагог и показать, как ее разрешить.

У нас педагоги берут за шкирку и растаскивают по углам, еще и наказывают, вместо того, чтобы показать ребенку, как там можно поменяться: бросить монетку, что-то сделать по очереди и так далее.

И получается, что у нас в детском коллективе герой — не тот, кто предложил способ разрешения конфликта, а тот, кто сильней. Соответственно, появляются униженные и оскорбленные, которые потом с ножом бросаются на более сильных или более авторитетных.

Родители приучают к тому, что надо уважать старших, вместо того, чтобы приучать к тому, что надо уважать вообще любого человека, тех, кто вокруг, независимо от возраста. Возникает система "начальник — подчиненный", где на самом деле нет равного уважения к каждому члену общества.

Но в основном вина лежит на родителях, которые делают две главные ошибки. Первая — это отсутствие системы информационной безопасности: телевизор, компьютер, игры и так далее. И второе — непонимание важности воспитания уважения к другому человеку и навыков разрешения конфликта.

Если ты не будешь обладать такими навыками, то как бы тебя не уважали, все равно потом мордобой устроишь, потому что как-то надо защитить свои интересы, а навыка защиты нет, и защищаем первым попавшимся средством, то есть, кулаком. И всякое уважение постепенно растворяется.

Человека надо научить реальным понятным способам и фразам. Например, вместо "ты козел" нужно уметь объяснять свои чувства, предлагать варианты решения. Одновременно с этим обучать ребенка навыкам самообороны, внушая, что оборона — это не нападение, и применяется она лишь в том случае, когда невозможно договориться.

У нас родители отдают ребенка в секцию единоборств, и потом этот ребенок выходит и начинает бить всем морду, потому что он крутой и самый сильный. Тренер и родители не объяснили ему, что эти техники нужны только в том случае, когда не удалось договориться. За пределами татами мы их не применяем или применяем в самом крайнем случае.

Когда я в детстве ходил на бокс, тренер мне это объяснял. Сейчас это все коммерциализировалось. В советское время такого не было, а сейчас важно, чтобы за детей платили деньги. И если спортивный тренер станет требовать от родителей, чтобы ребенок хорошо учился или хорошо себя вел, "иначе мы тебя исключим", то он потеряет их деньги. Поэтому все помалкивают. Или вообще даже такие цели не ставят: научился драться и пошел преподавать.

 Все в конце концов сводится к родителям, поднимают они вопросы информационный безопасности, обучению навыкам общения или нет. Если это человек, который бросился с ножом, или как-то там агрессивно себя повел, если бы он умел по-другому разрешить конфликт с этим ненавистным учителем, он наверняка бы не применял эти средства.

 Если бы он не видел таких способов разрешения, то не привык бы к ним. Человек привыкает, и если каждый день на своем планшете он вспарывает живот своему ближнему, отрывает ему голову, то зачем мы потом спрашиваем, почему он такой агрессивный и не способен сочувствовать? Но как ты способен сочувствовать, если даже врач, который оперирует, постепенно тоже становится циничным? Есть понятие — профессиональное выгорание, и на Западе есть специальные психологи, помогающие хирургам и социальным работникам избежать профессионального выгорания.

Молодой растущий человек каждый день видит насилие и жестокость в электронных игрушках. И ему не только не помогают преодолеть неизбежную прогрессирующую агрессивность его личности, но и просто мало кто контролирует, во что он играет.

Сейчас стали возникать спонтанные движения родителей, когда просят детей сложить ящик все эйпэды, айфоны, которые они принесли в школы. Один класс объединился, а дети на перемене пошли к другому классу и снова там сидят с этими гаджетами. В другом классе родители так не организовались… Поэтому мои дети в школу не ходят, мы на самообразовании. Сейчас школа стала опасной и неэффективной в большинстве случаев. Есть, конечно, уникальные учителя, уникальные школы, но они, к сожалению, как и все уникальное, в меньшинстве.

Читайте также:

Эксперт: Надо научить детей, как не стать заложником террориста

"Причины ЧП в школе надо искать в соцсетях"

Экс-замминистра МВД: Реализуя "право на короткоствол", мы зальем пожар бензином

Все материалы по теме читайте здесь.

Обсудить