Диетолог Михаил Гинзбург поддержал идею цензуры в рекламе

Эксперт: нужно уравнять рекламу продуктов для детей и рекламу алкоголя

Сегодня появилась информация, что Минздрав собирается ограничить рекламу тех продуктов, которые могут оказывать негативное воздействие на здоровье. Прежде всего, ведомство собирается убедить граждан, особенно молодежь, отказаться от жирной, пересоленной и высокоуглеводной пищи, в том числе фаст-фуда, сладких напитков, шоколада и чипсов.

Руководитель Института диетологии и диетотерапии Михаил Гинзбург в комментарии "Правде.Ру" полностью поддержал идею рекламной цензуры в отношении продуктов питания.

"Во-первых, целиком поддерживаю это решение. Я его несколько раз высказывал в своих статьях, посвященных проблеме роста ожирения. Действительно, одна из причин ожирения — преобладание сладких напитков, с одной стороны, и с другой стороны, именно преобладание фаст-фуда. Третий момент — это специфический набор продуктов для фаст-фуда, продуктов избыточно жирных и иногда избыточно сладких. Плюс весь современный фаст-фуд — это продукты с дефицитом пищевых волокон. Возникает три фактора риска — много жира, много сахара и мало пищевых волокон. Эта триада факторов риска вызывает ожирение даже у людей, не очень склонных к полноте. А уж у людей, склонных к полноте, как говорится, "к гадалке не ходи", ожирение будет прогрессировать и достаточно быстро.

Если мы действительно заинтересованы в сохранении здоровья и ограничиваем рекламу, например, табака, алкоголя, то следующий шаг — ограничить рекламу избыточно жирных, избыточно сладких продуктов. Стоит начать хотя бы с этого, ограничить рекламу марок, например, которые засветились на этих продуктах, тот же самый Макдоналдс или сеть Ростикс-KFC, запретить рекламу Кока-Колы, Пепси-колы. Тем более, чуть ли не три четверти прибыли уходит на бюджет рекламы, главные деньги получают маркетинговые компании, а отнюдь не производитель.

Следующим шагом, если быть последовательным, я бы запретил всю рекламу, направленную на питание детей. Питанию детей по-хорошему надо учить. Оно должно строиться на местных, целиком на натуральных продуктах. А мы начинаем предлагать им творожки, какие-то избыточно жирные йогурты, снеки в виде звездочек, печенюшки… Причем основная идея рекламы — это даже не то, что эта еда вкусна и полезна, а то, что ней можно поиграть. Мелькают динозаврики, еще что-то. Реклама рассчитана на детей. А дети абсолютно не подготовлены для принятия такого рода решений. И когда они начинают просить: "Купи, купи", — конечно, родители все это покупают. Родители очень часто покупают любовь детей, послушание и т. д. Так что я считаю, что рекламу, направленную на современные продукты питания для детей и подростков следует запретить.

Читайте также: В России могут запретить рекламу газировки и фаст-фуда

Далее есть группа продуктов, безусловно, вредных — продукты с избыточным содержанием жира. Картофельные чипсы, например, те же самые снеки, печенье, батончики "Сникерс", "Марс"… Все это продукты, не укладывающиеся в традиции здорового питания, продукты избыточно жирные, избыточно сладкие, с избытком пальмового масла, трансжиров — все это не полезно.

А дальше очень важный вопрос: мы не можем запретить потребление, но мы можем уменьшить его, то есть как бы загнать это потребление в физиологическую норму. Проще говоря, если в нашем питании много вредного, мы страдаем. Задача — не исключить эти продукты, а сделать их потребление нормальным, условно говоря, съедать один-два батончика "Сникерс" в неделю, а не в день. И если этому может помочь уменьшение рекламы, я — "за".

Кроме того, реклама рекламе рознь. Например, одно время пиво рекламировалось после 23.00 и без участия людей. Точно также можно рекламировать продукты питания для детей. Или писать на этикетке чипсов как пишется на пачках сигарет предупреждение: чрезмерное употребление чипсов опасно для сердца, оно убивает. Это не будет неточностью, это все так и есть.

Безусловно, в рекламе надо наводить порядок. Та же реклама лекарств — это нонсенс! Например, реклама лекарств от головной боли. Когда нам говорят, что, например, "солпадеин" сам находит очаг боли — это нонсенс с точки зрения врача. Но для человека, у которого что-то болит, это очень привлекательный ход. Тем более в рекламе не говорится, что солпадеин может вызвать лейкоцитопению, обострить язву желудка и вызвать массу других проблем.

 

Обсудить