Князь Владимир – креститель Руси

28 июля - День крещения Руси. Правители вершат судьбы своих государств, но приходит время — и имена большинства из них становятся лишь набором букв на страницах учебников, а их победы уже неактуальны для их потомков. Святой равноапостольный князь Владимир — исключение из этого правила. Он на многие века вперед предопределил духовные судьбы Русской Церкви и русского народа.

Князь Владимир был сыном Святослава и древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира его дядя язычник Добрыня. В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую землю между тремя сыновьями. В Киеве стал княжить Ярополк, в Овруче — Олег, в Новгороде — Владимир.

В первые годы княжения Владимир был яростным язычником. Он возглавил поход против Ярополка, по свидетельству летописи, "давшего великую волю христианам". Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он завоевал Галицию, победил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

По преданию, Владимир отправил десять мудрых мужей в разные страны, чтобы испытать, чья вера лучше. Когда эти послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души. "Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе". А бояре тут же ему заметили: "Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей".

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов он пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда Владимир отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Крестился он, вероятнее всего, в Херсонесе в 988 году. В крещении князь Владимир получил имя Василий.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир предложил креститься своим 12 сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Читайте также: Княгиня Ольга — первая русская святая

Князь Владимир приступил к истреблению идолов. Главный из них — Перун — был привязан к конскому хвосту, с позором стащен с горы и брошен в Днепр. Христианские священники собирали народ и наставляли его в вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве: "Если кто не придет завтра на реку креститься — богатый или бедный, нищий или раб, — будет мне враг". Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: "Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли".

В первое время христианская вера распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода. От Новгорода она распространилась по волжскому пути. Успешному распространению веры Христовой среди русского народа содействовало в особенности то, что она распространялась по большей части мирными средствами — проповедью, убеждением. Благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия проповедь и богослужение велись не на греческом, а на родном для славян языке. Под влиянием православной веры славянские племена стали объединяться в единое государство.

Сам князь Владимир после крещения стал совсем другим человеком — таким добрым и милостивым, что народ прозвал его "Красное Солнышко". Ему стало тяжело воевать, а смертную казнь князь и вовсе отменил. Он хотел, чтобы на Руси не было больше нищих и голодных. На княжеском дворе устраивались угощения для всего народа, а больным князь велел развозить по домам хлеб, мясо и мед. Владимир выписал из Византии художников, архитекторов и учителей. В Киеве строились храмы, была устроена школа, где обучались будущие русские священники.

Читайте также: Возрождение первого храма русского православия

Эпоха святого Владимира стала ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходило в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии явилось важнейшим шагом ее государственного самоопределения.

Святой равноапостольный князь Владимир тяжело заболел и предал свой дух Господу в 1015 году. Он правил Русским государством 37 лет, из них 28 лет — уже христианином. Дело князя Владимира продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви, до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Светлана Охрименко
Светлана Охрименко - руководитель пресс-службы Горловской и Славянской епархии, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить