УПЦ восстала против "коммуняк"

На днях один из украинских журналистов обвинил крымского архиерея в "потворствовании кощунству и безбожию", которое якобы выражается в советских названиях местных благочиний. Под открытым письмом подписался представитель Киевской митрополии УПЦ. Челобитчиков не устраивают такие названия, как Красногвардейское, Первомайское и Советское благочиния.

На днях в интернете появилось "открытое письмо" епископу Джанкойскому и Раздольненскому Алипию, составленное журналистом украинской газеты "Коммерсант" Артемом Скоропадским. Автор, ничтоже сумняшеся, начинает его словами "мы, христиане Украины" и сообщает о "смущении и возмущении поруганием имени Божьего во вверенной Владыке епархии".

Далее, "ревнитель имени Божьего" продолжает свое послание к архиерею: "Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим", — говорится в Писании. Так же обстоят дела и в Джанкойской епархии: забыв о высоком статусе, обязывающем вас заботиться о том, чтобы никакой земной, человеческий соблазн не отвратил от святой церкви верующих, вы попускаете кощунство на богоспасаемой крымской земле. Иначе не можем мы назвать наименования благочиний в Джанкойской и Раздольненской епархии — Советское благочиние, Красногвардейское благочиние и Первомайское благочиние. Именовать благочиния кощунственным упоминанием о безбожном советском режиме, его праздниках и неправедных воинах — откровенный соблазн в глазах верующих. Вы помните слова Писания "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской", однако допускаете такой соблазн. Ваше преосвященство, для того, чтобы избежать этого соблазна и хуления имени Божьего, просим вам переименовать Советское, Первомайское и Красногвардейское благочиния по названиям иных сел и населенных пунктов, находящихся на их территории. В качестве варианта предлагаем вам следующее: Советское — в Надеждинское, Красногвардейское — в Покровское, а Первомайское на ваше усмотрение, так как большинство храмов благочиния расположены в поселках, носящих советские названия, поэтому именовать данное благочиние необходимо безотносительно наименований населенных пунктов. Просим ваших молитв и надеемся на ваше понимание".

Справедливости ради, нужно заметить, что г-н Скоропадский не остался в мрачном одиночестве со своим письмом — его подписало еще несколько человек. В основном — журналисты тех СМИ, которые предпочитают защищать "религиозную свободу" на Украине и ее европейский, то бишь радикально прозападный и антироссийский выбор. А также не прочь видеть там и "единую Поместную церковь", разумеется, не просто независимую — но мягко говоря, откровенно дистанцирующуюся от "ненавистной имперской Москвы".

Читайте также: "Христианство есть воскрешение"

Сам автор тоже не скрывает своих убеждений. Так, в его интернет-блоге в Живом Журнале, скромно и со вкусом названного "ЭХ, ВЕСЁЛЫЙ Я ЗАЙЧОНОК!", за 17 ноября помещена весьма характерная запись: "Вчера возле Подольского суда один довольно известный пророссийский интернет-пидорас спросил меня "а чего "Коммерсантъ" пишет про всяких маргиналов?". Там я сразу послал …, а тут напишу, типа, программную штуку. Так вот: я от своей работы дико устал, но она мне нравится еще и тем, что я могу защищать "всяких маргиналов" в газете, ну, то есть просто честно писать о происходящем. В России в свое время этого не поняли, и теперь мы знаем, что такое Россия. Про дело любого честного активиста надо писать, и, слава Богу, в украинском "Коммерсе"этопонимают. Именно поэтому я там и работаю. А уж кто там маргинал — история рассудит."

 

 

Что ж, если коренному москвичу, жившему то в России, то на Украине, окончившему журфак МГУ, снова работавшему то в российских, то в украинских СМИ, в конце концов ближе оказалась украинская пробандеровская тусовка — как говорится, о вкусах не спорят. Просто немного удивительно, как на удочку махрового эпатажа, да еще в такой весьма сомнительной компании якобы "верных чад Украинской православной церкви Московского патриархата" попались и достаточно солидные люди?

Как, например, руководитель информационно-просветительского отдела Киевской митрополии о. Георгий Коваленко — чья подпись тоже стоит под открытым письмом. Более того, почтенный протоиерей добавил, что относится к мнению Артема Скоропадского с пониманием. По его словам, от духовенства сейчас никто не требует, чтобы названия благочиний совпадали с названиями населенных пунктов.

"Как вариант, можно использовать исторические названия местности, ну, а если, что вполне вероятно для степного Крыма, это название окажется нехристианским, можно использовать в названии благочиний престольные праздники храмов районных центров. Возможны и иные варианты", — отметил в комментарии священнослужитель.

"Кстати, Блаженнейший (предстоятель УПЦ МП митр. Владимир (Сабодан) — прим. ред) всегда, когда видел в новостях название "Комсомольское духовное училище", слово "комсомольское" исправлял на "полтавское" или просто вычеркивал", — пояснил представитель УПЦ МП. На самом деле, истинная подоплека появления цитированного выше письма вполне понятна. И основана на одной, не всегда осознаваемой за рубежами Украины тенденции — внутри этой бывшей советской республики "советофобия" и "коммунофобия" очень часто служат ширмой плохо скрываемой русофобии.

Что, например, особенно ярко прослеживается в истерии вокруг так называемого Голодомора упорно именуемого "геноцидом". То есть сознательным уничтожением украинского народа, в котором создатели этой идеи обвиняют не столько даже коммунистические власти тогдашнего СССР, сколько именно "имперский центр", ту же Россию.

А, скажем, волна переименований улиц и городов не менее часто заканчивается тем, что таблички с именами тех, кого чтили в советские времена, заменяются именами известных деятелей националистического движения. Которые относились к Русской православной церкви, включая ее украинские епархии, едва ли не с большей враждебностью, чем самые ярые безбожники послереволюционной эпохи. Если же в городах Юго-Востока Украины пытаются восстановить историческую справедливость, скажем, установив памятник князю Потемкину или императрице Екатерине, и превративших когда-то "Дикое Поле" в цивилизованный край — организаторам приходится выслушивать массу обвинений в "непатриотизме" и "подыгрыванию российским интересам".

Но попробуем на минуту абстрагироваться от маскируемых под "борьбу с кощунством" чаяний ненавистников России. И разберемся, насколько действительно важны для духовной жизни Церкви Христовой те или иные географические названия, лежащие в основе наименований каких-то ее административных делений. И обнаружим, что ровно никакой канонической регламентации на этот счет просто не существует. Да и не может существовать. Недаром даже в самом фундаментальном (и одном из самых консервативных) учебников по Догматическому Богословию под редакцией митр. Макария (Булгакова), пусть одной строкой — но четко сказано: "Церковь не связана с определенным типом правления — по слову Спасителя "Царство мое неот мирасего" (Ин.18:36)"

 

 

Напомним, это было написано в середине 19 века, когда официальной доктриной и Церкви и государства явлалась знаменитая уваровская "триада" — "православие, самодержавие, народность". И все наличные пропагандистские силы были брошены на то, чтобы доказать населению то, что лишь монархия может быть единственной приемлемой формой правления. На самом деле, приемлемой для Церкви может быть любая форма государства — пусть в меньшей или большей степени. А вот идеальной — ни одна. Потому что слишком уж различен фундамент земного и Небесного царств.

Читайте также: Почему христианство - не мазохизм

В первом венценосцу служат все, а во втором — Сам Бог, не нуждаясь в служении рук человеческих, любит и служит своему творению. Что доходит и до умывания ног апостолов Христом в Великий Четверг, и до добровольного Его Распятия. И христиане живут как бы в двух мирах. "В мире сем" — царстве кесаря, и мире Духа — где царствует Господь. В ходе этой жизни приходится "отдавать Богу Богово — а кесарю кесарево", что имеет выражения в том числе и в выборе места проживания. Ну не озабочивались первые христиане и их епископы тем, что им приходилось жить и служить Христу в городах, названных, скажем, в честь языческих богов или императоров, гонителей Церкви. И тоже самое происходило и в самой недавней истории.

То, что сейчас митр. Владимир (Сабодан), по словам его пресс-секретаря, предпочитает изменять "неблагозвучное" название той или иной семинарии не отменяет того факта, что сам Владыка получал богословское образование в Ленинградской духовной академии. А аспирантуру заканчивал в академии города Загорска, в который переименовали Сергиев Посад. И как-то не заметно, что имя "вождя мирового пролетариата" и первого секретаря Московского горкома ВКП(б) каким-то образом довлели над христианской жизнью и совестью маститого архипастыря.

Кстати, и переименование Ленинградской митрополичьей кафедры в Санкт-Петербуржскую формально тоже не должно было бы являться причиной особой радости для Церкви. Потому что именно с именем Петра Первого и основанной им второй столицы Российской империи связан двухсотлетний Синодальный период порабощения церковных институтов государством. А, например, предыдущим титулом нынешнего патриарха Кирилла было "митрополит Калининградский и Смоленский". И что, фамилия "всесоюзного старосты", соратника Ленина и Сталина каким-то образом влияла на жизнь и священников и мирян указанной епархии?

Спору нет — если население того или иного региона желает переименовать название последнего — это их право. Но в этом случае "лошадь должна идти впереди телеги", а не наоборот. Вначале должны стать по-настоящему воцерковленными сами верующие, а уж затем они, составляя большинство граждан, могут ставить вопрос о новом названии места своего проживания, если старое чем-то их не устраивает.

А без этого, поневоле вспоминается отрывок от книги братьев Стругацких "Трудно быть богом": "…одна из бесчисленных однообразных Мертвожорок, Висельников, Ограбиловок, недавно переименованных по августейшему указу в Желанные, Благодатные и Ангельские." Только Богу ведь нужны изменения не в надписях на географических картах, а в человеческих душах. А названия сами по себе могут видеться "соблазном и кощунством" либо тем, кто проявляется "ревность не по вере", либо тем, кто цинично спекулирует на Церкви, действуя в очень далеких от Нее собственных интересах.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *