Казанское чудо Приснодевы Марии

Праздник иконы Пресвятой Богородицы. Явление иконы во граде Казани в 1579 году. У православных христиан часто спрашивают: в чем смысл вашего поклонения образам, неужели и так нельзя помолиться? Безусловно, можно. Но мы стремимся почитать Бога не как вздумается нам, а как угодно Ему. А Он Духом через уста Своей Пречистой Матери однажды предсказал о Ней: "Се бо отныне ублажат Мя все роды" (Лк. 1:48), и Ее чудотворными образами, как посреди двух херувимов на ковчеге Ветхого Завета, являет Свою благодать всем искренне верующим и надеющимся на Него.

Поэтому почитание икон Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — это, бесспорно, поклонение в духе и истине Самому Господу, Прославившему Богоматерь и Освятившему Ее образы. Один из них — Казанская икона Царицы Небесной, чудесное явление которой ортодоксы празднуют 21 июля по новому стилю.

Она посетила верующий русский народ в непростое время, когда исконной христианской вере Руси стал яростно противостоять ислам. Казань в борьбе разных религий и народов сыграла имела очень большое значение: именно покорением этого города должны были достичь поставленной еще князем Андреем Боголюбским цели — открыть русичам выход к Волге. Существует предание, что на это дело Пресвятая Богородица благословила еще Иоанна IV — перед штурмом Казани 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью царь явно услышал звон московских колоколов и воспринял его как знак Милости Божией. Город был взят, русские войска освободили около 60 тысяч христиан, находящихся в плену магометан-татар.

В жизни завоеванного Приволжья начался новый этап — время евангельской проповеди. Прошло совсем мало времени — и в святках появились первые имена Божиих угодников, подвизавшихся в новосозданной Казанской епархии — мучеников Петра и Стефана, святителей Гурия и Германа. Была послана и небесная помощь — 8 июля 1579 года чудесным образом явился святой Казанский образ Приснодевы, о котором святитель Димитрий Ростовкий позже говорил:

— Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет.

Она пришла христианам на помощь в тяжелой скорби — незадолго до обретения иконы в Казани случился страшный пожар, который, естественно, дал повод для злорадных насмешек и упреков многим агарянам. По словам летописца, сама вера Христова стала притчею и поруганием. Но верующие не сдавались, каялись перед Богом во своих грехах и поднимали город. И вот, словно по словам Псалтири: "Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу" (Пс. 8: 3), Владычица мира явилась во сне девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина, и указала место, где был закопан ее образ. Но малышке поверили не сразу, поэтому Пречистая приходила к ней трижды, повторяя одно и то же.

Читайте также: Сергий Радонежский — игумен земли Русской

Отправившись, куда было Ею велено, девочка с матерью наконец стали копать там и действительно нашли икону. Как повествует агиография, на место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и разместил святой образ в близрасположенном храме во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия произошло еще одно чудо — прозрели два слепца. История сохранила их имена: Иосиф и Никита.

Неоднократно Богородица являла через Свою Казанскую икону многие доказательства Любви и Милости Божией. После того, как список чудотворного образа с обстоятельствами его обретения и описанием чудес в 1579 году отправились в Москву, на месте явления иконы была устроена святая обитель в ее честь. Потрясенные чудесами и полные желания послужить Богу и Приснодеве, Матрона с матерью приняли иноческий постриг и подвизались в этом же монастыре.

Позже было установлено, что Казанский образ Божией Матери — не что иное, как список с древней Влахернской иконы, и по своему иконографическому типу он относится к группе образов, именумых "Одигитрия" ("Путеводительница"). Через него Богородица указывала путь многим людям, и не только дорогу к победе. Перед этой иконой молились и молятся с просьбой о наставлении в сложных жизненных обстоятельствах, прозрении больных глаз, сохранении родного государства. Установилась и благочестивая традиция благословлять ею молодоженов на брак, чтобы Пресвятая Мать Богочеловека Христа незримо вела их по жизни, избавляла от видимых и невидимых врагов, учила жить свято и богоугодно.

Своим образом Казанскую икону Божией Матери испокон веков считали русские воины. Православные верят, что именно под ее покровительством в год явления святого образа начался известный поход "за Казань" казачьего атамана Ермака Повольского (блаженного Германа), благодаря которому Сибирь присоединилась к Российскому государству. А в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1639 году русские миссионеры выщли в первое плавание по Тихому океану, чтобы донести весть о Христе тем, кто о Нем пока не слышал…

Читайте также: Невская битва: княжий меч за правду

Через Казанский образ получил чудотворную помощь Заступницы рода христианского и князь Димитрий Пожарский, защищая Москву во время смутного времени польского нашествия (1605-1612 годы). В это время разгорелась с новой силой брань католиков, в том числе иезуитов, против ортодоксальной христианской веры. Священномученик Ермоген, возглавлявший в то время Русскую Церковь, прозорливо почувствовал, к Кому необходимо обратиться за помощью в тяжелых обстояниях.

Из захваченной поляками Москвы он сумел отправить в Нижний Новгород гонца с извещением: "Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем". Безусловно, подвижник знал, какой образ принесут с собой казанские дружины. Свой, родимый, не раз спасающий от всякой беды…

Тогда Пречистая спасла Москву, многих исцелила (в том числе, пребывающего там в Смутное время архиепископа Элассонского Арсения), многих укрепила в вере и помогла им выжить. Так же она поддерживает страждущих и сейчас. И от всей души благодарные люди поют ей величание: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, от негоже истекает благодатная помощь всем, с верою притекающим к нему"…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Виктория Матвеева
Виктория Матвеева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *